Светлана Рогоцкая
Ленты в жанре «роуд муви» появляются регулярно и пользуются неизменной популярностью: движение и кино созданы друг для друга. «Туда» режиссёра и автора сценария Ивана Петухова тоже поначалу воодушевляет: нетривиальный сюжет о путешествии по просторам нашей необъятной родины, двое героев – слегка взбалмошная и импульсивная, при этом милая молодая актриса с яркой фантазией (Ирина Старшенбаум) и мрачный замкнутый таксист (Пётр Фёдоров). Есть где развернуться драме. Первые двадцать – тридцать минут кажется, что так и произойдёт. Дальше действие сворачивает куда-то не туда.
Узнаваемая актриса сериалов Вера уделяет чрезмерное внимание обычному таксисту Вадиму, которого впервые видит и о котором ничего не знает. Она грузит его своими фантазиями и психологическими изысканиями в духе глянцевых журналов: «покричать, чтобы избавиться от накопленного негатива», «отправиться на место, где испытал страх, чтобы победить его» и т.п. Таксиста в какой-то момент становится немного жаль. Тонкий намёк на романтику исчез, едва появившись. Её – очень много. Его – очень мало. При этом панорамные виды природы и смотровые площадки городов – прекрасны. Саундтреки мелодичны и подобраны едва ли не с большей тщательностью, чем написан сценарий.
Часть пути проходит с попутчиком, взятым по инициативе актрисы-пассажирки. Попутчик оказывается неудачливым исполнителем песен, не прошедшим отбор на музыкальный конкурс «Голос». Вера заверяет его, что у него всё получится. Вадим осуждает её за ложную надежду. И снова никакого сближения. По законам драматургии появление любого персонажа несёт некий смысл: обычно он либо оттеняет какие-либо качества главных героев, либо дополнительно раскрывает их. Здесь не происходит ни первого, ни второго.
После не очень уместных розыгрышей Веры выясняется, что она едет за полторы тысячи километров от Москвы на такси на встречу с одноклассниками. Собственно, эта встреча и есть кульминация фильма. Мы видим за столом в кафе группу мужчин и женщин слегка за тридцать. Одну из женщин – по-видимому, свою самую заядлую подругу, Вера провоцирует, танцуя и флиртуя с её мужем, после чего та ведет её в подвал кафе и… запирает в техническом помещении. Параллельно мы узнаём из совершенно случайного диалога Вадима и одноклассника Веры, что у неё было трудное детство – родители уехали за границу и оставили её с бабушкой, в результате чего Вера решила стать актрисой. Что накануне отъезда Веры из города для поступления в театральный вуз одноклассники заперли её, чем нанесли ей серьёзную психологическую травму. Вадим вызволяет Веру, после чего она произносит перед одноклассниками пафосную речь о том, как её мечты высмеивали, а она их всё-таки осуществила. В ответ всё та же одноклассница называет Веру погрязшей в мечтах/иллюзиях, потом… обнимает. На этом конфликт разрешается.
Из совсем неожиданного: в кадре мы видим, как Вера расплачивается картой известного уральского банка. Впоследствии при въезде такси в Казань нам показывают здание с отчётливо виднеющейся вывеской того же банка. Волей-неволей вспоминается рекламный бэкграунд режиссёра.
Предсказуемо позитивный финал не вызывает энтузиазма. Если следовать законам реальности, а не фантазии, герои не могут быть вместе просто потому, что у них нет ничего общего. Вера не изменяет своей манере бежать впереди паровоза. От Вадима весь фильм ждёшь, что он выйдет из своей скорлупы, что-то наконец скажет или сделает. Нет, всю инициативу отношений до самого конца «везёт» Вера. Кстати, у миллениалов, к которым относится Вера, так происходит довольно часто.
В финале герои снова отправляются в поездку, правда, уже не в масштабах страны, а микрорайона, под популярную в начале нулевых песню Михея и Джуманджи «Туда», вероятно, для создания романтической атмосферы. Если бы речь шла о клипе, а не о полуторачасовой истории с претензией на мелодраму, получилось бы эффектно. На выходе – ощущение, как будто, открыв красивую обёртку конфеты и надкусив её, вместо вкусной начинки обнаруживаешь нечто съедобное, но очень далёкое от вау-эффекта.