Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 апреля 2023 г.
Общество

Нижний Новгород: есть ли выбор между фуникулёром и трамваем?

Ради имиджа никаких денег не жаль

29 апреля 2023
Фуникулёр в XIX веке

В конце марта в Нижнем Новгороде случился очередной оползень. Они в городе происходят почти ежегодно в силу сложного рельефа, обусловленного Дятловыми горами, вдоль которых несут свои воды Ока и Волга. На таких вот опасных склонах 500 лет назад мастеровитые нижегородцы построили каменный кремль – законную гордость каждого жителя и притяжение многочисленных туристов. Мартовский оползень случился возле Северной башни кремля и потому вызвал особую тревогу за будущность этой реликвии.

Каких только лестных высказываний не удостоен был славный град Окского Понизовья. Екатерина II, например, писала: «Сей город ситуацией прекрасен, а строением мерзок, только поправится вскоре…» Пожелания царицы сбылись, и Нижний Новгород так строениями «поправился», что в 1896 году принял Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Город к знаменательному событию ещё более похорошел и отметился новыми монументальными постройками: зданием Нижегородской биржи, домом окружного суда, городским театром, на открытии которого пел в опере «Жизнь за царя» великий Фёдор Шаляпин. Также был построен за один год и пущен в эксплуатацию первый в России фуникулёр, названный горожанами элеватором по аналогии с работающими в мельницах приспособлениями для подъёма зерна. Одновременно с элеватором, ставшим частью городского транспорта, появилось и трамвайное сообщение. Кстати, одно из первых в мире.

Оно стало остро необходимым, чтобы доставлять участников и посетителей выставки, организованной на пустырях в заречной части, в исторический центр, к прекрасному кремлю и знаменитому Откосу. За реализацию проекта трамвайного сообщения взялась известная немецкая компания «Сименс и Гальске». Но, изучив рельеф, немецкие специалисты отказались от строительства трамвайного пути в верхнюю часть города. Тогда инженер и предприниматель из Санкт-Петербурга Рафаил Карлович Гартман предложил построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами: Кремлёвским и Похвалинским.

Всё было просто и логично: посетитель выставки на трамвае через плашкоутный мост через Оку добирался до Кремлёвской и Похвалинской горы, пересаживался на фуникулёр, поднимался, любуясь уникальными видами города и Заволжья, и наверху ещё раз пересаживался, уже на трамвай нагорной части, из окон которого открывалась панорама исторической части древнего города. Изюминкой элеватора стал отказ от электрической тяги: два вагончика (по 24 человека в каждом), соединённых тросом, двигались навстречу друг другу за счёт силы тяжести, создаваемой водой в резервуарах под вагонами. Наверху, в кремле, они наполнялись, а внизу – опорожнялись. Время подъёма на высоту в 51 метр составляло полторы минуты.

В первое десятилетие советской власти трамваи усовершенствовали, они уже могли самостоятельно подниматься в гору по двум съездам: Похвалинскому и Зеленскому. Надобность в дорогостоящих фуникулёрах отпала. Их закрыли в 1927 году, а трамвайное движение успешно развивалось. Однако в нулевые годы XXI века бывший градоначальник уничтожил главную историческую часть его – переезд из заречной части в центр и обратно. Были выдраны тысячи метров рельс на Канавинском и Мызинском мостах через Оку, на Похвалинском съезде, на улице Рождественской, возле ярмарки и вокзала. Часть из них осталась гнить на Зеленском съезде, видимо, как напоминание о головотяпстве. 17 лет по съездам пыхтят только автобусы, внося свой вклад в загрязнение городского воздуха выхлопными газами.

Очередной оползень в XXI веке

В 2021 году Нижний Новгород справлял юбилей – 800-летие. И, конечно же, губернатор, Глеб Никитин, прежде первый заместитель министра промышленности и торговли, получил щедрые инвестиции из федерального бюджета на благоустройство города. В 2019 году родилась идея восстановления исторического наследия – Кремлёвского фуникулёра. Об уничтоженном трамвайном движении по съездам не вспомнили, как будто это и не наследие, и не способ удобной доставки пассажиров в центр города. Противники фуникулёра говорили, что он – пустая трата денег, не имеющая практического значения, и лишь имиджевая игрушка. А имидж, как известно, легко получает приставку «анти».

Не будем останавливаться на проекте, его реализации и прочих нюансах, достаточно сообщить цифры планируемых затрат на восстановление фуникулёра: в 2019 г. – 0,5 млрд руб., в 2021 г. сумма выросла до 1,26 млрд руб., к 2022 г. – до 1,39 млрд. Работы намеревались закончить то в 2021 году, то летом 2022-го, то весной 2023-го. Заметьте, 130 лет назад два фуникулёра были построены за год, а один нынешний восстанавливается пятый год. Теперь пуск из-за оползня в непосредственной близости от строящегося фуникулёра отодвигается вообще на неопределённый срок. И не надо быть спецом, чтобы понять – скорее всего, именно строительство фуникулёра и стало причиной оползня и угрозой стене кремля.

В связи с оползнями вспоминается работа крестьянина Петра Егоровича Бугрова, бывшего крепостного, без какого бы то ни было образования, решившего в начале 40-х годов XIX века проблему оползня, грозившего Георгиевской башне Нижегородского кремля и откосу рядом с ней. Вот как описывал Владимир Даль, создатель Толкового словаря, процесс устройства дренажа: «…поднял всю толщу перевороченной земли на десятки сажен, где по глиняному пласту струились во множестве обильные родники, покрыл весь простор этот сплошным накатом брёвен по направлению ската ключей, накатал сверх ещё другой и третий ряд брёвен поперёк и опять вдоль исподнего ряда, засыпал режу землёй, сделал и сгладил откос, который стоит и по сей день».

Все коренные нижегородцы знают и видят, что стоит этот откос уже почти 200 лет! Из инструментов – лопаты да тачки, как, впрочем, и в 1896 году, когда строили фуникулёры и первые трамвайные пути.

Не будем задавать риторических вопросов. Каждый, уверен, сам ответит, почему созданное 100–200 лет назад стоит и работает. Хотя историки утверждают, что казнокрадство в те времена якобы зашкаливало. Скажу лишь, что недавно я прогулялся по лестницам, возведённым всего пару лет назад, к 800-летию города, на склонах внутри кремля. Глазам предстали десятки отвалившихся гранитных ступеней и плит облицовки. Цемента в «растворе» мало или он некачественный?..

Вернёмся к трамваям. В Нижнем Новгороде сохранилось несколько маршрутов, в том числе трамвайное кольцо в центре города. Вагоны ходят почти пустые, так как разрешённый для автотранспорта проезд по рельсам в условиях узких улиц и бесконечных пробок снижает скорость трамвая до пешеходной. По-хорошему, чтобы горожане начали этим трамвайным маршрутом пользоваться, организацию движения надо изменить и проезд по рельсам запретить. Но люди, «принимающие решения», ездят только в авто…

В последний день марта Правительство РФ выделило 86,5 млрд руб. на развитие электротранспорта в десяти регионах страны. Около 20 млрд пойдёт в Нижегородскую область, которая около 15 млрд намерена направить для замены шпал и рельс. Ещё 35 млрд концессионных средств (читай: кредитов) пойдут на закупку трамваев и зарядных устройств. Может быть, из этих огромных миллиардов найдётся несколько, чтобы восстановить трамвайные пути по Зеленскому и Похвалинскому съездам? Тогда горожане и гости города могли бы, как и прежде, быстро попадать из заречья, где ярмарка и железнодорожный вокзал, на главную пешеходную улицу исторического центра нагорной части. Или россиянам навечно уготованы условия печальной народной мудрости «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»?

Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Утопленное оружие

    12.05.2025
  • Кровь для Победы

    10.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS