В конце марта в Нижнем Новгороде случился очередной оползень. Они в городе происходят почти ежегодно в силу сложного рельефа, обусловленного Дятловыми горами, вдоль которых несут свои воды Ока и Волга. На таких вот опасных склонах 500 лет назад мастеровитые нижегородцы построили каменный кремль – законную гордость каждого жителя и притяжение многочисленных туристов. Мартовский оползень случился возле Северной башни кремля и потому вызвал особую тревогу за будущность этой реликвии.
Каких только лестных высказываний не удостоен был славный град Окского Понизовья. Екатерина II, например, писала: «Сей город ситуацией прекрасен, а строением мерзок, только поправится вскоре…» Пожелания царицы сбылись, и Нижний Новгород так строениями «поправился», что в 1896 году принял Всероссийскую промышленно-художественную выставку. Город к знаменательному событию ещё более похорошел и отметился новыми монументальными постройками: зданием Нижегородской биржи, домом окружного суда, городским театром, на открытии которого пел в опере «Жизнь за царя» великий Фёдор Шаляпин. Также был построен за один год и пущен в эксплуатацию первый в России фуникулёр, названный горожанами элеватором по аналогии с работающими в мельницах приспособлениями для подъёма зерна. Одновременно с элеватором, ставшим частью городского транспорта, появилось и трамвайное сообщение. Кстати, одно из первых в мире.
Оно стало остро необходимым, чтобы доставлять участников и посетителей выставки, организованной на пустырях в заречной части, в исторический центр, к прекрасному кремлю и знаменитому Откосу. За реализацию проекта трамвайного сообщения взялась известная немецкая компания «Сименс и Гальске». Но, изучив рельеф, немецкие специалисты отказались от строительства трамвайного пути в верхнюю часть города. Тогда инженер и предприниматель из Санкт-Петербурга Рафаил Карлович Гартман предложил построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами: Кремлёвским и Похвалинским.
Всё было просто и логично: посетитель выставки на трамвае через плашкоутный мост через Оку добирался до Кремлёвской и Похвалинской горы, пересаживался на фуникулёр, поднимался, любуясь уникальными видами города и Заволжья, и наверху ещё раз пересаживался, уже на трамвай нагорной части, из окон которого открывалась панорама исторической части древнего города. Изюминкой элеватора стал отказ от электрической тяги: два вагончика (по 24 человека в каждом), соединённых тросом, двигались навстречу друг другу за счёт силы тяжести, создаваемой водой в резервуарах под вагонами. Наверху, в кремле, они наполнялись, а внизу – опорожнялись. Время подъёма на высоту в 51 метр составляло полторы минуты.
В первое десятилетие советской власти трамваи усовершенствовали, они уже могли самостоятельно подниматься в гору по двум съездам: Похвалинскому и Зеленскому. Надобность в дорогостоящих фуникулёрах отпала. Их закрыли в 1927 году, а трамвайное движение успешно развивалось. Однако в нулевые годы XXI века бывший градоначальник уничтожил главную историческую часть его – переезд из заречной части в центр и обратно. Были выдраны тысячи метров рельс на Канавинском и Мызинском мостах через Оку, на Похвалинском съезде, на улице Рождественской, возле ярмарки и вокзала. Часть из них осталась гнить на Зеленском съезде, видимо, как напоминание о головотяпстве. 17 лет по съездам пыхтят только автобусы, внося свой вклад в загрязнение городского воздуха выхлопными газами.
В 2021 году Нижний Новгород справлял юбилей – 800-летие. И, конечно же, губернатор, Глеб Никитин, прежде первый заместитель министра промышленности и торговли, получил щедрые инвестиции из федерального бюджета на благоустройство города. В 2019 году родилась идея восстановления исторического наследия – Кремлёвского фуникулёра. Об уничтоженном трамвайном движении по съездам не вспомнили, как будто это и не наследие, и не способ удобной доставки пассажиров в центр города. Противники фуникулёра говорили, что он – пустая трата денег, не имеющая практического значения, и лишь имиджевая игрушка. А имидж, как известно, легко получает приставку «анти».
Не будем останавливаться на проекте, его реализации и прочих нюансах, достаточно сообщить цифры планируемых затрат на восстановление фуникулёра: в 2019 г. – 0,5 млрд руб., в 2021 г. сумма выросла до 1,26 млрд руб., к 2022 г. – до 1,39 млрд. Работы намеревались закончить то в 2021 году, то летом 2022-го, то весной 2023-го. Заметьте, 130 лет назад два фуникулёра были построены за год, а один нынешний восстанавливается пятый год. Теперь пуск из-за оползня в непосредственной близости от строящегося фуникулёра отодвигается вообще на неопределённый срок. И не надо быть спецом, чтобы понять – скорее всего, именно строительство фуникулёра и стало причиной оползня и угрозой стене кремля.
В связи с оползнями вспоминается работа крестьянина Петра Егоровича Бугрова, бывшего крепостного, без какого бы то ни было образования, решившего в начале 40-х годов XIX века проблему оползня, грозившего Георгиевской башне Нижегородского кремля и откосу рядом с ней. Вот как описывал Владимир Даль, создатель Толкового словаря, процесс устройства дренажа: «…поднял всю толщу перевороченной земли на десятки сажен, где по глиняному пласту струились во множестве обильные родники, покрыл весь простор этот сплошным накатом брёвен по направлению ската ключей, накатал сверх ещё другой и третий ряд брёвен поперёк и опять вдоль исподнего ряда, засыпал режу землёй, сделал и сгладил откос, который стоит и по сей день».
Все коренные нижегородцы знают и видят, что стоит этот откос уже почти 200 лет! Из инструментов – лопаты да тачки, как, впрочем, и в 1896 году, когда строили фуникулёры и первые трамвайные пути.
Не будем задавать риторических вопросов. Каждый, уверен, сам ответит, почему созданное 100–200 лет назад стоит и работает. Хотя историки утверждают, что казнокрадство в те времена якобы зашкаливало. Скажу лишь, что недавно я прогулялся по лестницам, возведённым всего пару лет назад, к 800-летию города, на склонах внутри кремля. Глазам предстали десятки отвалившихся гранитных ступеней и плит облицовки. Цемента в «растворе» мало или он некачественный?..
Вернёмся к трамваям. В Нижнем Новгороде сохранилось несколько маршрутов, в том числе трамвайное кольцо в центре города. Вагоны ходят почти пустые, так как разрешённый для автотранспорта проезд по рельсам в условиях узких улиц и бесконечных пробок снижает скорость трамвая до пешеходной. По-хорошему, чтобы горожане начали этим трамвайным маршрутом пользоваться, организацию движения надо изменить и проезд по рельсам запретить. Но люди, «принимающие решения», ездят только в авто…
В последний день марта Правительство РФ выделило 86,5 млрд руб. на развитие электротранспорта в десяти регионах страны. Около 20 млрд пойдёт в Нижегородскую область, которая около 15 млрд намерена направить для замены шпал и рельс. Ещё 35 млрд концессионных средств (читай: кредитов) пойдут на закупку трамваев и зарядных устройств. Может быть, из этих огромных миллиардов найдётся несколько, чтобы восстановить трамвайные пути по Зеленскому и Похвалинскому съездам? Тогда горожане и гости города могли бы, как и прежде, быстро попадать из заречья, где ярмарка и железнодорожный вокзал, на главную пешеходную улицу исторического центра нагорной части. Или россиянам навечно уготованы условия печальной народной мудрости «Что имеем, не храним, потерявши, плачем»?