Московский областной Камерный театр представил на суд зрителей очередную премьеру. Четвёртую в нынешнем сезоне! Спектакль «Ты стоишь этих денег, малышка!», по сути, более современный взгляд на знаменитую пьесу «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо.
Лет двадцать назад заслуженный деятель искусств, художественный руководитель Камерного театра Валерий Якунин ставил эту драматическую комедию совершенно с других позиций. Ныне от прежней постановки осталось лишь название «Ты стоишь этих денег, малышка!». Зато именно сейчас удалось восстановить замечательные декорации, которые были задуманы художником Максимом Железняковым. Дело в том, что тогда буквально накануне премьеры они сгорели. Валерий Якунин бросился к своим коллегам, главным режиссёрам московских театров, за поддержкой. Собрали что смогли, чтобы премьера состоялась. Так и играли потом в приспособленных декорациях…
За прошедшие годы сменилось и поколение актёров. В новом спектакле нет ни одного прежнего исполнителя, разве что заслуженная артистка РФ Татьяна Рудова и заслуженная артистка Московской области Людмила Кудрина заняты в роли мамы Розы. Все остальные – новые. В главной роли – ведущая молодая актриса, выпускница актёрского курса Московского областного колледжа искусств при Камерном театре Наталья Кукушкина. И здесь, надо отдать должное режиссёру-постановщику, он не прогадал. От достоверности её игры зависит весь спектакль. Молодой актрисе прекрасно удалось войти в образ Риты, ставшей коварной соблазнительницей по воле своего супруга Родольфо (Николай Баскачин) и хозяев квартиры – Агостино Мускарьелло (заслуженный артист РФ Михаил Рогов) и его жены Беттины (заслуженная артистка РФ Елена Цагина). Как всегда, неотразим заслуженный артист России Виктор Шутов в роли богатого старика Аттилио Самуэлли.
Эдуардо де Филиппо, последний великий актёр и драматург неаполитанского театра, всегда сам ставил свои пьесы и играл в них главные роли. В 1966 году, когда был написан «Цилиндр», ему исполнилось 66 лет. Роль благородного вдовца Аттилио Самуэлли он написал для себя и с себя.
Действие пьесы происходит в послевоенной Италии, но сама история, рассказанная великим драматургом и блестяще поставленная Валерием Якуниным, актуальна как никогда. Инфляция, безденежье, резкое социальное расслоение… Персонажи пьесы, жильцы одной квартиры, оказываются в крайне бедственном положении – в любой момент они могут оказаться на улице за долги. Чтобы спасти квартиру, они придумывают целую комбинацию. Юная и соблазнительная Рита приглашает мужчин в съёмную комнатушку для свидания. Но до дела так и не доходит… Как правило, визитёры удаляются, пререкаясь из-за «гонорара» с бедной женщиной, которая в ответ с чисто итальянской страстностью клеймит социальные «язвы» продажного общества. Однако ситуация приобретает неожиданный поворот, когда к Рите приходит Аттилио Самуэлли, богатый пожилой господин, с намерением вернуться к жизни после долгого периода траура по любимой, скоропостижно усопшей жене.
Де Филиппо – мастер психологических метаморфоз. История из банальной комедии вдруг переходит в жанр психологической трагикомедии, когда возникает конфликт мировоззрений героев. Недаром пьеса «Цилиндр» из разряда «вечной» драматургии.
– Возвращение к этой пьесе – неслучайно, – говорит режиссёр Валерий Якунин. – Когда я ставил её двадцать лет назад, мы, воспитанные в социалистическом обществе, были наивно убеждены, что богатство, деньги – есть зло. Стремление обладать ими калечит наши души, убивает человечность, растлевает, разлагает, толкает на низость, подлость, ложь и предательство. Мы гордо несли свою бедность, как некое непорочное знамя, полагая, что отсутствие достатка только возвышает нас, делает чище, нравственнее. И вот полюса поменялись. Настало время всеобщего потребления. Моральные ценности как-то вдруг сникли, скукожились, забились в самые глухие норы нашего сознания. Раньше богатые и успешные стремились скрыть богатство, стеснялись выглядеть успешными на общем фоне. Сегодня им кичатся. Изменения произошли и с бедными. Вот о них, точнее о нас, сегодняшний спектакль. Его герои бедны. Бедны по разным причинам, но объединяет их одно – они убеждены, что их бедность позволяет им многое, они забывают о честности, порядочности, самоуважении. Обмануть – можно, украсть – не стыдно. Им – простительно. Ведь они бедны! Честь, достоинство, благородство – это игрушки и забавы богатых. А им их бедность вроде индульгенции. Но так ли это?
Эдуардо де Филиппо чтят во всём мире, редкий театр не ставил его пьесы. Этот автор не оставляет зрителя на распутье, он всегда чётко формулирует общечеловеческие приоритеты: помыслы должны быть чистыми, поступки – мудрыми, а воля к жизни и стремление любить – сильными.
– Автор любит своих героев, – продолжает Валерий Якунин, – но любит, я бы сказал… беспощадно. Он не прощает молодому, полному сил брутальному мужчине, который ради денег обманно приторговывает телом своей юной жены. Не прощает хозяевам комнаты хитроумную и унизительную для молодой женщины авантюрную комбинацию, с помощью которой они рассчитывают расплатиться с долгами. Не прощает и не скрывает своего печального знания: бедность не даёт человеку права подличать. И героиня спектакля Рита чувствует, что недостойно, прикрываясь бедностью, идти на обман. Чувствуют это и зрители. Ведь театр, по мнению де Филиппо, – это инсценировка реальной жизни.