Тема фальсификации истории – в моде. Рассуждают об этом постоянно – в соцсетях, на ток-шоу, научных конференциях. Однако проблема не решается, хотя и обозначена многими как экзистенциальная. И, кажется, чем больше мы о фальсификациях истории говорим, тем дальше оказываемся от решения проблемы. Разговоры сливаются в шум.
История – это основа. По ней и бьют. А системно ответить нам зачастую нечем, ведь, по сути, в России нет научной исторической доктрины. Чтобы защитить что-то, сначала нужно обрести объект защиты.
Речь идёт не о создании идеологии, подавляющей свободную мысль. Речь о том, что в вопросах истории необходим канон, прочная система координат на основе научного подхода. Что не отменяет дискуссий на конференциях, полемичных статей и споров. Закреплённые в каноне исторические трактовки полемике не помешают.
Пример, зачем это нужно. Переименовали у нас в Уфе улицу Фрунзе в улицу Валиди. Так вот, хотелось бы получить научно обоснованное объяснение, без политиканства. Потому что до сих пор у нас обсуждают, чем Валиди, которого многие обвиняют в коллаборационизме, предпочтительнее Фрунзе? Лишь на первый взгляд это досужие разговоры. На почве частного вопроса вполне может вспыхнуть гражданское противостояние, если вовремя поднести спичку. И таких вопросов по стране – множество.
Подчёркиваю, речь идёт в первую очередь о научном подходе. Идеологизация науки всегда приводила к бедам, и, разрабатывая исторический канон, необходимо строго исключить идеологический фактор.
И не надо бояться создания комиссий, служб и департаментов. Без структуры, которая системно станет решать задачу, дело не сдвинется. Первый шаг – нужно привлечь лучшие научные кадры, создать руководящую структуру, комиссию экспертов. Наука прекрасна тем, что не допускает (в случае исторической науки, пожалуй, с оговорками) разночтений и сомнительных трактовок. Этим свойством научного подхода мы и должны воспользоваться. Как мне представляется, комиссия должна быть сформирована как Совет при Президенте РФ и иметь широкие полномочия, в том числе доступ к архивам. В комиссию должны войти представители всего политического спектра. С итогом работы должны согласиться все, а значит, придётся идти на компромиссы, что позволит соблюсти баланс. В этом, пожалуй, и заключается основная цель: договориться. Потому что пока мы не договорились в вопросе, кто мы такие, на противоречиях будут играть, втравливая нас в новые распри. Уверен, заграничными чёрными трансплантологами уже нанесены пунктирные линии на карту России, они только и ждут, когда гражданская война начнётся. Пока не поздно, мы обязаны расстроить их планы.
Важно законодательно защитить историю от надругательства. Почему оскорбление личности и клевета на отдельного человека – преступление, а чудовищная ложь в отношении страны, влекущая катастрофические последствия, – нет?
Когда историческая доктрина будет законодательно закреплена, понадобятся механизм реализации закона, чиновники с полномочиями. И самоочищение пойдёт на космической скорости, потому что народ уже давно хочет знать честные ответы на честные вопросы. Да, какие-то произведения придётся изъять из школьной программы, какие-то фильмы положить на полку, но это не будет цензурой, ведь речь не об идеологическом несоответствии, речь о научной несостоятельности, которая в истории столь же опасна, как и в медицине.
Камиль Гремио, писатель, Уфа