Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 августа 2018 г.
Интервью

О Достоевском в трёх словах

17 августа 2018

О Фёдоре Михайловиче Достоевском можно спорить бесконечно. Каждый из нас узнаёт его по-своему, и кто-то принимает, а кто-то нет…

 На сей раз своими впечатлениями о Достоевском поделится человек, который, прочитав одно из произведений, решил выучить русский язык и заняться изучением его творчества. Каким предстал перед ним этот великий писатель, нам расскажет филолог, литературовед и преподаватель испанского языка Арнау Бариос.

  

- Арнау, как вы познакомились с творчеством Достоевского?

- Когда я был подростком, я прочитал «Преступление и наказание». Это самый известный роман Достоевского на Западе. Я читал его в переводе и подумал тогда, что в оригинале это должно быть ещё лучше. И тогда я решил изучать русский язык, чтобы суметь прочесть это произведение в оригинале. Тогда меня потрясло это чтение. Было совсем что-то необычное.

 

-  Что вы в нём для себя открыли?

- Больше всего меня тогда удивил его способ входить в мысли героев.

 

- Какое произведение Достоевского вам нравится больше всего?

- «Братья Карамазовы». Может быть, потому что чаще всего перечитывал.

 

- А что нового вы там находили, когда перечитывали?

- Впервые меня удивил его ясный, и где-то даже жестокий, взгляд на многие вещи. Он ничего не скрывает, он показывает всё, как есть, и предоставляет читателю право выбора. Он не судит своих персонажей, и читатель волен сам всё разрешить.

 

- Да, герои Достоевского всегда живут своей жизнью, отдельно от автора. Это особенность Достоевского. Вас это привлекает?

- Да. Все герои как будто оживают у тебя на глазах и идут своим путём. Это удивительно. Они как будто говорят разными голосами. Они не рабы писателя.

 

- Есть ли у вас любимый герой в «Братьях Карамазовых»?

- Иван, пожалуй. Как ни странно. Он очень противоречивый персонаж: он, наверно, самый плохой из братьев, идеологический отцеубийца, но и страдает он больше всех. Но именно у него происходит самая сильная внутренняя борьба. Даже сильнее, чем у Дмитрия.

 

- Вы, как представитель западной культуры, как относитесь к тем фрагментам в «Братьях Карамазовых», где описываются элементы чисто русской, православной, культуры? Например, описание «старчества».

- Хотя я давно и детально изучаю творчество Достоевского, я не мог понять этого явления, пока не поговорил с православным священником. Даже если Достоевский и даёт какое-то объяснение, нам всё равно многие подобные явления не понятны. Несмотря даже на то, что я выучил русский язык и уже несколько лет живу в России.

 

- Как, на ваш взгляд, Достоевский воспринимается вашими соотечественниками?

- Он им очень интересен. Его по-прежнему читают. Но читают в основном короткие произведения, такие как «Белые ночи». Большие объёмы устрашают. Сейчас предпочтение отдаётся Интернету и телевидению. От «Братьев Карамазовых» читатель, пожалуй, откажется. Но из русских писателей он, наверно, самый читаемый, наравне с Толстым.

 

- Достоевского часто сравнивают именно с Толстым, и нередко в пользу последнего. Может быть, Толстой просто легче воспринимается?

- Да, пожалуй, что так. Его и переводят, смягчая все эти его обороты. Хотя многие русские мне говорят, что он для них сложен. У него сложные лексические конструкции. Но в переводе всё это упрощают. С Достоевским такое сделать невозможно. Надо переводить так, как написано.

 

- Достоевский был глубоко верующим человеком, и это отразилось в его произведениях. Как его воспринимают католики?

- Положительно. Его читал и часто цитировал, например, папа Иоанн Павел II. Католики его принимают, несмотря на то, что Достоевский нередко негативно отзывался о католичестве. Но чаще всего он ведь говорил о жизни и вере вообще, а не о какой-то конкретной конфессии.      

  

- Как европейцами воспринимается биография писателя? Ведь в жизни Достоевского было немало очень важных и символичных моментов, которые повлияли на всё его творчество.

- Это очень важный момент. Далеко не все, например, знают об инсценировке его казни. А ведь если прочитать его письмо к брату, написанное после этого, то сразу увидишь, какой духовный переворот произошёл в его душе. Но зато все знают, что он был в Сибири. Всё равно, как гений он выше всей своей жизни.

 

- Если мы говорим о Достоевском, то, конечно, затрагиваем его «Пятикнижие».  Вы чувствуете, что вместо этих пяти романов («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы») мог бы быть один?

- Да, мне очень нравится эта теория, она очень интересная. Сразу видно, что это его лучшие романы. Хотя «Подросток» очень отличается от остальных.

 

- Вы наверняка подробно изучали его биографию. Как вы воспринимаете Достоевского как человека?

- Я бы не хотел с ним знакомиться.

 

- Почему?

- Он очень сложный человек. Он весь ушёл в свои произведения. Не мне судить, конечно, но если читать дневники Анны Сниткиной, его жены, видно, что с ним очень тяжело.

 

- У него действительно было много пороков. Может быть, поэтому ему и не удалось создать тот самый роман «Житие великого грешника»?

- Возможно. Хотя те произведения, что он написал, и без того можно считать гениальными. Но без этой движущей силы капитализма он бы точно не смог писать. Ведь он писал только, когда ему нужны были деньги. Он не писал, как Толстой, для души.

 

- А ведь он ему страшно завидовал. Может, зависть и помешала?

- Тоже возможно. Он очень человечный писатель. Все пороки: и зависть, и злость, и ненависть у него очень человечны. Поэтому его произведения нам и близки.

 

- Достоевский - натура двойственная: с одной стороны он очень религиозен и высоконравствен, а с другой стороны очень порочен. Вот эта обострённая двойственность, как, по-вашему, - чисто русская черта, или это характерно вообще любому человеку?

- Интересная мысль. Я над этим не задумывался. Это, безусловно, свойственно каждому, но у русских, пожалуй, это и правда как-то особо выделено. Хотя таких добрых людей, как русские, я нигде больше не встречал. Но такой двойственности ваш климат очень способствует: жаркое лето и холодная зима, такие контрасты. 

 

- Чем Достоевский отличается от западного писателя?

- Это и его психологизм, и двойственность, и мучительное переживание этой двойственности. Буржуазный писатель чувствует себя удобно в таком лицемерии, а Достоевский нет. Видно, что он переживает. 

 

- Для вас он больше светский или религиозный писатель?

- Для меня больше светский. Меня как раз больше интересует его светская сторона, но он тем и интересен, что одновременно является и светским и религиозным писателем. Для меня это, может быть, даже важнее его художественной составляющей. Гений тем и велик, что может воплотить всё.

 

- Как вы считаете, может ли человек, которому не близка религия, прочитав Достоевского, заинтересоваться ей и поменять свои взгляды?

- Пожалуй, что да. Не могу сказать, что он непременно придёт к религии, но она, безусловно, его заинтересует. Можно читать Флобера и не думать о религии, но читать Достоевского и не думать о ней нельзя. Не важно, принимает это человек или нет, но вопросы всё равно возникнут.

 

- Читая Достоевского, можно увидеть картину России того времени?

- Можно, но не полностью. Он не очень изобразителен в этом плане. Он описывает только то, что ему нужно и может пригодиться. Он описывает дом или деревню, только если это необходимо. Хотя благодаря этому он универсален. Его сюжеты могут произойти где угодно. История Карамазовых может и в Японии случиться. Для иностранного читателя это плюс.

 

- Охарактеризуйте Достоевского тремя словами.

- Духовность. Свет. Он всегда стремится к свету. И непредвзятость. Он всегда честен и ничего не скрывает, даже самое негативное.

 

Алина Трофимова

 


Тэги:
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • C зонтиком против урагана

    08.05.2025
  • Наши главные книги

    07.05.2025
  • Драконы из зазеркалья

    25.04.2025
  • «Для меня важен идеал»

    25.04.2025
  • Создавая новую явь

    21.04.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Антон Лубченко: «Я ведь по жизни – странник»

    1513 голосов
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • С качеством знаний – тушите свет

    279 голосов
  • Мы просто хотим жить

    265 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS