
Алексей Болдырев. Перед прочтением сядьте!.. Остроумные и непосредственные рассказы из нешуточной, но прекрасной жизни. – М.: Эксмо, БОМБОРА, 2024. – 256 с.
Иногда о книге стоит судить по обложке. Например, если на обложке прописными буквами – «Перед прочтением сядьте» и ровно под ними стул с кнопкой – не стоит читать издательскую аннотацию, в которой книгу называют мастхэвом (от англ. must have, здесь в значении «обязательно к прочтению») для любителей Зощенко и Аверченко. Книжка-перевёртыш получается: с лица – бородатые анекдоты и «Ералаш», а со спины – Зощенко и Аверченко. Не то чтобы одно однозначно лучше другого, просто это разные вещи.
Анекдоты, например, в сборниках положено делить: про Васечку, про Чебурашку, про чукчу. И книжка не отстаёт: в содержании числятся рассказы про похотливых дедов и бабок, про домашних животных, про детей и другие. Хотя предисловие автор пишет под ехидного сатирика. Говорит-де, сам человек я скучный, всего лишь наблюдатель, пишу, что вижу, нигде не соврал.
Однако автор лукавит: он ведёт группу в социальной сети «ВКонтакте» на 50 тысяч человек, откуда рассказы и взяты. При переносе в печать формат интернет-
рассказов, которые читаются по пути из офиса домой (достаточно короткие, чтобы не увлечься и не пропустить свою остановку, но достаточно яркие, чтобы не заскучать), полностью сохранился, однако тексты были здорово причёсаны и избавлены от обсценной лексики. Издательство увидело популярность интернет-прозы и выделило целую именную серию: «Это просто смешно. Ироничная проза Алексея Болдырева» – явление сегодня нередкое, но по-прежнему вызывающее вопросы.
Язык книги – явно главная гордость автора. Некоторые рассказы фактически не имеют сюжета, а состоят из набора описаний и диалогов. Обвинить автора в нехватке словарного запаса нельзя, но все известные ему «забавные» слова, которые обычно являются украшением текста, некоей языковой игрой, он выдаёт пулемётной очередью: «Хворать желательно вот так же лампово. Прянично-имбирно, чуть сермяжно, не мельтеша». Уже на первых страницах книги в голове возникает чёткий образ скомороха, ужимающегося и хихикающего. (В тон автору скажу, что почему-то с бубенчиками на шапке.)
Кстати, о бубенчиках. Очень впечатляет приверженность автора теме секса. Вот, казалось бы, целый первый раздел («Любовная горячка») ей отведён, пора и честь знать. Ан нет. То в «сказочном» разделе принцесса домогается дракона, то в «детском» соседствуют велосипеды и эрекция, всё перечислять не буду, но последний, «бытовой», – весь про то же самое, только ещё и про алкоголь.
Но, быть может, кого-то и не покоробят сальности в описаниях и отсутствие новизны в сюжетах, а кого-то искренне повеселят некоторые рассказы о детях: они – лучшие в книге, наполнены милой тоской по «старым-добрым», где пломбир вкуснее и люди добрее.
Однако, разумеется, никакой это не Зощенко. Ценителям тонкой сатиры эту книгу стоит обходить стороной.
Виктория Копылова,
Высшая школа печати и медиаиндустрии