Осип Монгольштамп. Дармоедерные бомбы. – М.: Де’Либри, 2024. – 464 с.
Рецензировать такие книги, как эта, довольно сложно. Здесь всё экзотично даже для жанра фантастики. От повести к повести автор, обозначивший себя в выходных данных как О. Монгольштамп, погружает нас в иную реальность, связанную с нашей только намёками.
Первая повесть – «Охотники за роботами». Что в ней примечательно больше всего? Действие происходит в далёком будущем. Интересно, как автор обустраивает его. Какими нитями оно вытянуто из нашего времени? Надо сказать, что Монгольштамп создаёт образ будущей далёкой жизни вовсе не как бог на душу положит, всё вполне логично: и роботы с явными чертами людей, и мафия, и искусственный интеллект, только всё это помещено в межпланетную реальность и описано так, что потихоньку веришь в неё, не воспринимаешь как фокус. Это связано с жёстким сюжетом, с хорошо выписанными образами главных героев, которые создаются как с помощью действия, так и через речевые характеристики. Автор смело использует не очень характерную для жанра словесную игру, и она придаёт повествованию особый шарм. Тут и такие фамилии, как Шекельгрубер, такое выражение, как роболовство, и многое другое, такое же вкусное и оригинальное. Да и сама фамилия автора – это игровой гротеск, как вы, наверное, уже поняли.
Вторая повесть – «Обуреваемый жадностью» – находится в той же фантастический реальности, но угол зрения немного иной. Начало настраивает нас чуть ли не на тургеневский лад, но в новых, конечно, реалиях. Сразу впечатляет наличие пробки в аэродвижении. Красивый образ будущего! Самолёты – как личные машины. Каково? С фантазией и её художественными проявлениями у автора явно всё в порядке. Вскоре это ощущение, правда, видоизменяется, погрузившись в привычную для автора экзотику: умирающий дед героя, старый пират, когда-то орудовавший на линии Ленинград – Санкт-Петербург (каков замысел?), украл у подельников золото и перед смертью сообщил об этом внуку Василию, но без подробностей. Начинается привычная для приключенческой литературы череда поисков. Но, разумеется, в авторских оригинальных декорациях. Надо сказать, что в изображении роботов автор достигает предельной достоверности, такой, что автор не воспринимает их роботами: они живые. Весьма выразителен, к примеру, робот, прикидывавшийся спортивной моделью, но имеющий повреждения внутреннего механизма. Чем не человеческая черта! Этот робот, подстреленный главным героем, – слуга его покойного деда! Именно он, возможно, хранит знание о золоте (в итоге выясняется, что он сам золотой). Чтобы спрятаться, он зарывается в свалку роботов. Автор этой книги очень хорошо осознаёт, что сюжет надо двигать постоянно, борьба за внимание читателя – одна из основ современного творческого поведения внутри текста. Повороты сюжета у автора нетривиальны, их нельзя предсказать. А выводы не только завершают историю, но и обращают нас в сторону морали и философии. Яркая мысль: ничто так не привязывает, как свобода.
Третья повесть в книге – «Сверхновая планета» – написана сюжетно более размеренно, чем две предыдущие. Здесь автора волнует другое: соприкосновения человека с новым миром. Новая планета открывается перед героем: он постепенно изучает её обычаи, устройство. И это оказывается так же увлекательно, как погони и прочие хитросплетения. Интересно, что здесь автор намечает связь между повестями, так, герою попадается повесть «о золотом роботе». Этот приём не новый, но всегда действенный, он множит реальность и тем самым приближает её к читателю. На планете неспокойно, борются разные силы. Эту ситуацию автор явно описывает так, чтоб читатель сделал свои выводы о природе человека, о природе войн вне зависимости от условий, благодаря которым они зарождаются. «А у меня хобби – быть человеком», – говорит капитан. И это звучит и трагически, и многозначно.
Часть «Как придумывать идеи» – это небольшое эссе о смысле творчества. Здесь автор приоткрывает нам дверь в свою творческую лабораторию, поясняет систему приёмов. Данный текст можно охарактеризовать и как учебный. Здесь много предостережений, автор демонстрирует себя человеком, для которого не существует мелочей в таком важном деле, как творчество.
Повесть «Начни говорить правду» значительна по объёму. В ней – снова фантастический мир, фигурирующее в начале повествования упоминание развалин «Гос-Анжелеса» говорит о постапокалиптической интонации. Мы много узнаём об отношениях полов. О том, как трансформируются чувства людей в новых условиях далёкого будущего. Здесь также много словесной игры, весь сюжет скрепляет история с мощным развитием и кульминацией.
Стиль автора зрел. Он отменно выстраивает тональность фразы. Нет ни излишней описательности, ни чересчур навязчивой телеграфности. Язык живой и разнообразный; автор ценит работу на уровне лексики, стремится, чтобы каждое слово выглядело незаменимым. Словесная игра, о которой я уже говорил, не только поражает своей изобретательностью, но и тонко встраивается в систему скрытых смыслов, которая для автора, без всякого сомнения, важна. Иногда важнее сюжета. Его повести похожи на слоёный пирог, где, добираясь до нового слоя, видишь иную начинку.