Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 мая 2024 г.
  4. № 19 (6933) (15.05.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

О новом мире

16 мая 2024

Осип Монгольштамп. Дармоедерные бомбы. – М.: Де’Либри, 2024. – 464 с.

Рецензировать такие книги, как эта, довольно сложно. Здесь всё экзотично даже для жанра фантастики. От повести к повести автор, обозначивший себя в выходных данных как О. Монгольштамп, погружает нас в иную реальность, связанную с нашей только намёками.

Первая повесть – «Охотники за роботами». Что в ней примечательно больше всего? Действие происходит в далёком будущем. Интересно, как автор обустраивает его. Какими нитями оно вытянуто из нашего времени? Надо сказать, что Монгольштамп создаёт образ будущей далёкой жизни вовсе не как бог на душу положит, всё вполне логично: и роботы с явными чертами людей, и мафия, и искусственный интеллект, только всё это помещено в межпланетную реальность и описано так, что потихоньку веришь в неё, не воспринимаешь как фокус. Это связано с жёстким сюжетом, с хорошо выписанными образами главных героев, которые создаются как с помощью действия, так и через речевые характеристики. Автор смело использует не очень характерную для жанра словесную игру, и она придаёт повествованию особый шарм. Тут и такие фамилии, как Шекельгрубер, такое выражение, как роболовство, и многое другое, такое же вкусное и оригинальное. Да и сама фамилия автора – это игровой гротеск, как вы, наверное, уже поняли.

Вторая повесть – «Обуреваемый жадностью» – находится в той же фантастический реальности, но угол зрения немного иной. Начало настраивает нас чуть ли не на тургеневский лад, но в новых, конечно, реалиях. Сразу впечатляет наличие пробки в аэродвижении. Красивый образ будущего! Самолёты – как личные машины. Каково? С фантазией и её художественными проявлениями у автора явно всё в порядке. Вскоре это ощущение, правда, видоизменяется, погрузившись в привычную для автора экзотику: умирающий дед героя, старый пират, когда-то орудовавший на линии Ленинград – Санкт-Петербург (каков замысел?), украл у подельников золото и перед смертью сообщил об этом внуку Василию, но без подробностей. Начинается привычная для приключенческой литературы череда поисков. Но, разумеется, в авторских оригинальных декорациях. Надо сказать, что в изображении роботов автор достигает предельной достоверности, такой, что автор не воспринимает их роботами: они живые. Весьма выразителен, к примеру, робот, прикидывавшийся спортивной моделью, но имеющий повреждения внутреннего механизма. Чем не человеческая черта! Этот робот, подстреленный главным героем, – слуга его покойного деда! Именно он, возможно, хранит знание о золоте (в итоге выясняется, что он сам золотой). Чтобы спрятаться, он зарывается в свалку роботов. Автор этой книги очень хорошо осознаёт, что сюжет надо двигать постоянно, борьба за внимание читателя – одна из основ современного творческого поведения внутри текста. Повороты сюжета у автора нетривиальны, их нельзя предсказать. А выводы не только завершают историю, но и обращают нас в сторону морали и философии. Яркая мысль: ничто так не привязывает, как свобода.

Третья повесть в книге – «Сверхновая планета» – написана сюжетно более размеренно, чем две предыдущие. Здесь автора волнует другое: соприкосновения человека с новым миром. Новая планета открывается перед героем: он постепенно изучает её обычаи, устройство. И это оказывается так же увлекательно, как погони и прочие хитросплетения. Интересно, что здесь автор намечает связь между повестями, так, герою попадается повесть «о золотом роботе». Этот приём не новый, но всегда действенный, он множит реальность и тем самым приближает её к читателю. На планете неспокойно, борются разные силы. Эту ситуацию автор явно описывает так, чтоб читатель сделал свои выводы о природе человека, о природе войн вне зависимости от условий, благодаря которым они зарождаются. «А у меня хобби – быть человеком», – говорит капитан. И это звучит и трагически, и многозначно.

Часть «Как придумывать идеи» – это небольшое эссе о смысле творчества. Здесь автор приоткрывает нам дверь в свою творческую лабораторию, поясняет систему приёмов. Данный текст можно охарактеризовать и как учебный. Здесь много предостережений, автор демонстрирует себя человеком, для которого не существует мелочей в таком важном деле, как творчество.

Повесть «Начни говорить правду» значительна по объёму. В ней – снова фантастический мир, фигурирующее в начале повествования упоминание развалин «Гос-Анжелеса» говорит о постапокалиптической интонации. Мы много узнаём об отношениях полов. О том, как трансформируются чувства людей в новых условиях далёкого будущего. Здесь также много словесной игры, весь сюжет скрепляет история с мощным развитием и кульминацией.

Стиль автора зрел. Он отменно выстраивает тональность фразы. Нет ни излишней описательности, ни чересчур навязчивой телеграфности. Язык живой и разнообразный; автор ценит работу на уровне лексики, стремится, чтобы каждое слово выглядело незаменимым. Словесная игра, о которой я уже говорил, не только поражает своей изобретательностью, но и тонко встраивается в систему скрытых смыслов, которая для автора, без всякого сомнения, важна. Иногда важнее сюжета. Его повести похожи на слоёный пирог, где, добираясь до нового слоя, видишь иную начинку.


Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS