Первые упоминания об Африке встречаются в «Повести временных лет», в начале XVIII века соотечественники начали совершать туда путешествия, а первые попытки установить официальные отношения были предприняты ещё при Екатерине II. Но наиболее плодотворным сотрудничество было в 60–80-е годы прошлого века. Тогда СССР не только оказывал помощь африканским странам в строительстве промышленных предприятий, но и подготовил для континента более 80 тысяч специалистов.
Проблема подготовки кадров широко обсуждалась и на прошедшем в конце июля саммите «Россия – Африка – 2023», и накануне саммита – в рамках Первого международного российско-африканского женского форума. В Советском Союзе, свидетельствует статистика Россотрудничества, для Африканского континента было подготовлено более 80 тысяч специалистов. В различных вузах нашей страны обучались молодые люди из целого ряда стран, в том числе 7 тысяч ангольских студентов, 1000 камерунцев, 4 тысячи конголезских студентов и столько же студентов из Уганды. Да и в нынешнем учебном году только по квоте в нашей стране обучалось более 4 тысяч студентов из разных африканских стран. Конечно, мы ещё не вышли на прежний уровень, но первые шаги сделаны.
В 2023 году за счёт государственного бюджета квота для студентов из африканских стран значительно выросла. Об этом на Первом международном российско-африканском женском форуме сообщил руководитель Россотрудничества Евгений Примаков. Рост числа студентов из Африки обусловлен расширением перечня направлений и специальностей, по которым будущие студенты хотели бы получить высшее образование. Помимо традиционных направлений, таких как «лечебное дело», «сельское хозяйство», «добыча углеводородов» и «геологоразведка», востребованы такие направления, как подготовка программистов, культурологов, специалистов по межкультурной коммуникации, в сфере высоких технологий, в области энергетики, особенно атомной, космоса, в сфере услуг и торговли, образования, в том числе школьного. Уже не один год в Тюменском индустриальном университете обучаются студенты из африканских стран по инженерным специальностям в сфере добычи углеводородов. А практику во время учёбы они проходят в крупнейших российских компаниях, в том числе и тех, которые работают на Африканском континенте.
Первого кандидата наук в области культурологии для Республики Чад подготовил Московский государственный институт культуры. Насколько это было важным событием для Республики Чад, свидетельствует тот факт, что на защите диссертации присутствовал посол этой страны. С 2012 года сотрудничает с университетом Гельма (Алжир) Тамбовский государственный университет, в 2017 году подписан меморандум о сотрудничестве между Российским университетом дружбы народов и Университетом Беджая (Аджир). В нынешнем году Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева подписал договор о сотрудничестве с Университетом Карфагена, и теперь студенты из Туниса смогут получать образование в столице Мордовии. Томский государственный педагогический университет договорился о сотрудничестве с Найроби (Кения) и намерен создать там Центр открытого образования на русском языке. Контакты с университетами Африки имеют Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет имени Ленина (вузы Танзании и Замбии), НИУ МЭИ – с вузами Южно-Африканской Республики. В 2021 году 12 российских университетов и научных центров объединились в консорциум «Российско-африканский сетевой университет».
Хотелось бы, чтобы все инициативы получили воплощение в реальной образовательной и научной практике. А тут пока всё не так безоблачно. В Советском Союзе межправительственные соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве были заключены с 37 странами, и это позволяло советским специалистам участвовать в создании в Африке около 600 предприятий и других объектов, более половины из которых к 80-м годам прошлого века были запущены. Среди них были и вузы. Сегодня одна из главных проблем – отсутствие соглашений о признании российских дипломов, расширении практики преподавания русского языка, о восстановлении изучения русского языка как иностранного на всех ступенях обучения. Без наличия таких соглашений притока студентов, аспирантов в российские вузы ожидать сложно.
В общем, то есть школьном, образовании на Африканском континенте представлены разные системы. Во франкоговорящей Африке – французская, в англоговорящей – британская и американская, где-то остались следы испанской и португальской. И абсолютно нигде не представлена российская система, совсем в мизерной доле изучается русский язык. Начинать серьёзное сотрудничество в сфере образования необходимо именно с самой первой ступеньки – со школы.
Осознавая важность и актуальность этой проблемы, Президент России В.В. Путин сделал на форуме очень важное заявление об открытии русских школ на Африканском континенте. У нашей страны был достаточно позитивный опыт обучения африканских школьников, опять же во времена Советского Союза. Наши педагоги наряду с преподаванием русского языка обучали ребят из Африки математике, химии, физике. Для подготовки таких педагогов были при ряде педагогических вузов, например при Московском педагогическом государственном университете (тогда МГПИ им. В.И. Ленина),открыты специальные кафедры по интенсивному обучению иностранным языкам, на которых говорят в школах африканских стран (французскому, английскому и др.).
Для продвижения русского языка и российского образования в Африке необходимо использовать все каналы. Потому очень важна и инициатива Русской православной церкви по созданию воскресных школ в приходах Русской православной церкви. Сегодня, по официальным источникам, в 25 странах Африки около 3 миллионов православных и более 200 приходов. Православные хотят знать язык, на котором ведётся богослужение, им близки ценности православного мира и есть интерес к России. Выступавший на саммите Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил, что работа по открытию таких школ уже начата и будет продолжена. И здесь тоже очень важно иметь серьёзный кадровый ресурс.
Хорошим каналом для расширения коммуникаций могли бы стать обмены прохождения практик студентами творческих вузов или проведение театральных фестивалей. Отдельная страница – область литературы. В современной России этот информационный канал представлен очень скромно. А ведь первые публикации художественных произведений, африканского фольклора были в России ещё в девятнадцатом веке и пользовались огромной популярностью. Роман англоязычного африканского писателя Питера Абрахамса «Тропою грома» был рекомендован в Советском Союзе как пособие по изучению английского языка в университетах и школах. Знают в России и нобелевского лауреата и обладателя двух Букеровских премий Джона Максвелла Кутзее (ЮАР), но проект по выпуску 100 книг африканских писателей, заявленный ещё в начале XXI века, до сих пор не реализован. Из этих книг мы могли бы многое узнать о современной Африке. К сожалению, переводческая практика произведений современных африканских писателей в последние годы у нас заметно сократилась, а замечательные издания прошлых лет не переиздаются.
Каналы информации о жизни современной Африки, как и о жизни современной России в Африке, очень скупы. Может быть, именно поэтому в разговоре об Африканском континенте мы чаще всего сталкиваемся с известными с детских лет строчками К.И. Чуковского «Не ходите, дети, в Африку гулять…». Выражением совершенно несправедливым, если вспомнить, что первые упоминания об Африке мы встречаем ещё в «Повести временных лет», что в Африку человек из далёких русских, а потом российских земель хаживал давно, что корни пушкинского рода тоже из этих мест. Сегодня на этом континенте живут и работают тысячи выпускников наших вузов, а многие наши соотечественники с готовностью едут в эти края, чтобы отдохнуть, наладить свой бизнес, поделиться своими знаниям и просто найти друзей и открыть для себя совершенно новый, такой непохожий на Россию мир.
В 54 странах этого огромного континента проживает более 1,5 миллиарда человек, говорящих почти на двух тысячах языков, среди которых есть и русский. Этот континент претендует на то, чтобы считаться регионом с самым молодым населением на планете, а значит, за ним будущее. Замечательно, если в это будущее мы будем идти вместе.
Людмила Дудова, член наблюдательного совета Евразийского международного университета, член президиума Совета по русскому языку при Президенте России