Алексей Шорохов. Бранная слава. Военная проза. Фронтовой дневник. Стихи. – М.: Вече, 2024. – 384 с.
«Бранная слава» – словно взгляд из ХIX, а то и XVIII века с их духовным неразменным золотом, имперским пафосом завоевания пространств, истовой верой в богоданность государей… Сегодня это взгляд свежайший. Как будто поднявшимся вдруг ветром истории выдуло всё наносное. Позади трон, впереди враг. Всё предельно ясно.
Но не всё так просто. В чём же подтексты? Зная русскую литературу последних десятилетий (а впрочем, столетий), можно предположить: первой примстится ирония.
Открываешь, и точно – манкое и ёмкое название не то что совпадает с содержанием, а даёт ему первую жизнь, оно – как отправная точка. Да, и ирония там, а точней – её смертельный сплав с болью и горечью. На всё это Алексей Шорохов имеет право. Он год воевал, ушёл на СВО добровольцем, был ранен. А перед этим много лет колесил по ДНР и ЛНР с гуманитарными «буханками», является организатором и участником проекта «Буханка для Донбасса», читал свои стихи бойцам и жителям республик…
Военную повесть (так обозначил жанр сам автор) «Бранная слава» предваряет несколько рассказов.
Один из героев пьесы Булгакова, генерал Хлудов, сказал: «Ничего нельзя сделать на войне без любви». С любви начинается рассказ Шорохова «Жираф». Природа женская – за любовью поведёт и на войну. По крайней мере, такова «Жираф», санинструктор Лиля – приехавшая из Москвы за ленточку. Жирафом прозвана за особую «масковскую» экзальтированность и иллюзии, в общем – за полную неприспособленность к условиям военных действий...
А навёл на эту «погремуху» жираф настоящий – из зоопарка при лесничестве на Кинбурнской косе.
Самый безмятежный символ детства и мирного счастливого города – зоопарк – разорван вражеской артой. И неприкаянные, раненые или убитые животные редких пород становятся зловещим символом братоубийства.
И всё-таки неубиваемый, разбежавшийся по Кинбурнской косе зоопарк – ещё и символ жизни, божественно вечной, неуничтожимой. А нескладная девочка Лиля – символ любви.
Герой другого рассказа, Петручио, в миру Петрович, словно переживает на СВО «вторую молодость». А всё от любви к парикмахерше местной, которая на поверку оказалась наводчицей вражеской ДРГ. И любовь Петручио закончилась трагически. Хотя почему же – Петрович-Петручио погиб в бою, видел врага глаза в глаза, как мало кому выпадает…
Повесть «Бранная слава» начинается с разрыва американской корректируемой бомбы, после чего дом, где заняли позиции бойцы отряда «Вихрь», «сложился в пыль, в труху». Главного героя повести, Егора Акимова, как и Алексея Шорохова в июле 2023-го, вынесло взрывной волной, остался чудом жив…
Во второй части повести – преимущественно мирное пространство. И нагрянувшая на Егора, пронзившая его любовь – на белом пароходе, выплывшем как будто из советского кино мечты. Наш герой, конечно, несвободен, незадолго до встречи с полюбившей его юной Дашей сталкивается с предательством близкого человека.
Но любовь героя войны света с тьмой, встреченная в отпуске по ранению, несказанна и чудесна. Даша тоже из Донбасса, из разрушенного Мариуполя.
Они сразу отличили друг друга в толпе отдыхающих – по израненной ауре, подбитой душе.
Но и Даша, ни высокий дух её, ни душа, израненная киево-саксонским безразличием и злобой, не может противиться вполне конкретному, сегодняшнему тыловому бытию…
После «художки» в книге представлены статьи и очерки Алексея Шорохова 2015 –2022 гг. «Новороссия» и продолжающий их «Фронтовой дневник».
В конце книги – стихи.
Они становятся победным гимном всем героям СВО, погибшим и живущим. Горячей молитвой за них. В стихах все они стоят рядом, сражавшиеся за родную землю в отгремевших войнах и сегодня. Вот сейчас.
Что же нас встретит на древнем
И бесконечном мосту?
Домик над речкой в деревне?
В детстве уроненный стул?
Жизни мелькнувшей начало?
Тёмные волны извне?
…Старый отец у причала
С парнем, сгоревшим в броне.
Михаил Крупин