Виктор Перегудов, писатель, публицист
«Старые идеи – прочные оковы. Новые идеи – острые ножи». История мира подтверждает эту полемически заострённую мысль. История глобальна, но далеко не всякий способен эту глобальность хотя бы представить. Зато каждый обладает собственным внутренним миром: наличными знаниями и социальным опытом, характером, темпераментом, моральными качествами, общественной позицией.
Вот за этот внутренний мир и идёт непрерывная мировая война. Битвы идей. На формирование и форматирование внутреннего мира работает множество социальных институтов. Информационных, пропагандистских, культурных, образовательных, политических, религиозных, коммерческих… несть им числа. Могущественные силы стремятся получать желаемое в виде определённым образом мыслящих и действующих индивидуумов, объединённых в поколения и сообщества.
Речь идёт, разумеется, в первую очередь о государстве как заказчике определённого типа реального сознания. О группах государств, объединённых единством целей и притязаний. Нормальное государство может преследовать благую в принципе цель: личности, составляющие общество, должны быть образованными, здоровыми морально и физически, беречь традиционные и генерировать новые ценности, быть готовыми защищать свою землю, соревновательным образом выводить свою страну в лидерский клуб. Быть, главное, счастливыми и свободными. С последним, конечно, труднее всего, но это и понятно.
При желании можно сощуриться и разглядеть за этими государственными устремлениями грубое насилие над человеком. Эту трактовку предпочитают те силы, которые чаще всего хотят либо сокрушительного реформирования, либо слома государства и замены на другое – на этой же земле. Замечу, что есть, наверное, такие государства, гитлеровская Германия например, которая рухнула под мировым военным напором, и ее не жалко. Победила идея антифашизма.
Был Советский Союз – цивилизация с непостижимо сложной суммой причин распада. Распада, подчеркну, ибо распад и крах суть вещи разные. Так, раздел имущества в большой семье не равен её гибели на большом пожаре.
Желать России развалиться либо исчезнуть вовсе – этого, что тут скрывать, хотят многие. Проблема в том, что серьёзные силы вне и внутри страны посягают на то, чтобы наш внутренний мир – душа и разум – желали этого развала или даже исчезновения.
Я не хочу и не буду в этом участвовать. Потеряв в XX веке две империи, мы не должны потерять государство. Этим не разбрасываются. Мой внутренний мир протестует. Моя страна – часть моего внутреннего мира, я – часть её души и тела. Хотя люблю пошире разворачивать карту полушарий и летать международными рейсами.
Потому не каждому подогретому чувству и не каждой лихой залётной мысли следует позволять править во внутреннем мире. Некоторые следует обуздывать. Например, чувство злобы ко всему, что только есть за окном и во все стороны до всех границ. Между тем злоба сейчас в тренде. Создана эстетика злобы. Сформирована идеология злобы. Внедряются способы её реализации. В том числе и в политической борьбе.
Но ты всё-таки не плюй от злобы на землю, потому что, если это сделают миллионы, Земля сойдёт с орбиты, провалятся города, выгорят океаны, схватится ледяным торосистым кольцом тёплый обруч экватора. Помилосердствуй.
Тебе не тяжелее, чем другим, не больнее, чем больным, ты не беднее бедных.
Ты не хуже худших в этом лучшем из миров.