Плану ГОЭЛРО, на основе которого создавалась индустриальная, культурная и обороноспособная держава, чуть больше месяца назад стукнуло 95 лет! Видимо, ради этой даты прошедший год был объявлен не только Годом литературы, но и Годом света. Но об этом даже литераторы не узнали: замолчали его на ТВ. А усердные переписчики истории изобрели свежие мифы.
28 января в передаче «Поединок» лидер ЛДПР заявил: «ГОЭЛРО построили царские инженеры! Безграмотные большевики не смогли бы! В царской России были тысячи инженеров! Было радио, телеграф, телефон, самолёты, телевидение… Всё было до большевиков!»
Отношение царской власти к научно-техническим открытиям своих подданных общеизвестны. Да, радиосвязь была изобретена в России преподавателем минных классов в Кронштадте Александром Поповым, но первые радиоприборы закупались у плагиатора Маркони. Телеграф, изобретённый в 1832 г. другом Пушкина Павлом Шиллингом, как и телефон американца Белла, вводились на просторах России германской фирмой Сименса. Самолёты тоже закупались за рубежом.
Опыт с дальновидением был впервые в мире показан в Питере русским профессором Борисом Розингом, но в телевидение его превратило изобретение электронно-лучевой трубки: 14 сентября 1931 года подал заявку на патент советский инженер Семён Катаев, и только 13 ноября в США это же сделал Владимир Зворыкин. Но нынешняя негордая публика признаёт только Зворыкина: эмигрант – это звучит гордо!
О «царских» инженерах и «безграмотных» большевиках в государственной комиссии по электрификации России. Председателем её стал инженер, начальник кабельно-транспортного отдела Московского филиала германского общества «Электрическое освещение 1886 г. Сименс и Гальске», Глеб Кржижановский. Известный марксист, революционер, автор текста «Варшавянки» («Вихри враждебные веют над нами…»), один из создателей вместе с Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». «Царский» инженер и революционер считал необходимым дать самое широкое образование, вплоть до высшего, всем рабочим, которые тогда действительно большей частью были безграмотными, чтобы было с кем преобразовывать Россию в индустриальную державу. Известный революционер и бывший официальный представитель «Сименс» в России Леонид Красин также активно участвовал в подготовке грандиозного плана. Из почти 180 привлечённых к ГОЭЛРО других инженеров были Роберт Классон, строивший первые электростанции на торфе в Подмосковье вместе с Кржижановским, и Генрих Графтио, попавший в полицейские списки как неблагонадёжный. Царское правительство отказалось от планов строить по его проекту гидростанцию на реке Волхов. Но Ленин с Кржижановским сочли этот проект первоочередным в ГОЭЛРО. И Волховская ГЭС питала током блокадный Ленинград. Был в комиссии и Иван Александров, строитель мостов через Неву и Москву, представивший грандиозный проект строительства мощного Днепрогэса.
Царским правительством электрификацией страны было доверено заниматься немецким фирмам, а они так неспешно осваивали немалые государственные средства, что к 1917 году общая мощность всех электростанций еле достигала 250 кВт(!). А большевики запланировали получить от новых станций фантастическую мощность в 1,5 млн. кВт. И получили уже через 10 лет. И встретили войну обороноспособной электротехнической державой.
А первые телесистемы Семён Катаев должен был начать монтировать в Москве в конце 30-х, но из-за войны пришлось отложить до начала 50-х. Знал бы он, что по телевизору будут говорить такое!