Что стоит за скандалом вокруг режиссёра Серебренникова
Раскол творческой интеллигенции проявился со всей очевидностью на фоне «казуса Серебренникова». Темна история появления этого гражданина в столичном театральном сообществе. Провинциал, не имеющий театрального образования, без конкурса и каких-либо внятных мотивировок оказывается руководителем театра, бросает открытый вызов общественному мнению, делая ставку на то, что византийский хронист Лев Диакон называл «интересами брюха и того, что ниже брюха». Ему выделяется госфинансирование, даже предоставляется сцена Большого театра. Он на самом деле заслуживает всего этого?
Вопрос не столь прост, как может показаться. У Серебренникова много почитателей и покровителей. Арест режиссёра по обвинению в хищении 68 миллионов рублей вызвал волны как протестов, так и поддержки. По данным Следственного комитета, вина Серебренникова подтверждена «показаниями свидетелей, результатами оперативно-разыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными доказательствами».
«Под видом оплаты данных договоров, поступающие от Минкультуры России денежные средства федерального бюджета выводились на расчётные счета данных контрагентов (некоторые были так называемыми фирмами-однодневками), обналичивались и распределялись Серебренниковым между соучастниками».
По мнению же сторонников режиссёра, преследование ведётся по политическим мотивам. В его невиновности выразили убеждённость общественные деятели, политики, режиссёры, писатели, актёры, журналисты, среди которых близкие властям (по-другому не скажешь) вдова Солженицына Наталия, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, жена Анатолия Чубайса режиссёр Авдотья Смирнова, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин, руководитель Театра Наций Евгений Миронов, телеведущие Андрей Малахов, Николай Сванидзе. Всё люди заметные.
Ирина Прохорова, сестра олигарха Михаила Прохорова, предложила лично внести залог за Серебренникова в сумме 68 миллионов рублей.
А в чём же, однако, «политика»? Серебренников называл Россию «страной неотменённого рабства», выступал против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав сексуальных меньшинств. Выступал и в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинённого иерархами церкви в оскорблении чувств православных верующих постановкой оперы «Тангейзер».
Разумеется, это можно считать политикой. Правда, Серебренникова ни в чём таком не обвиняли и не перекрывали финансирование.
Казус приобрёл и международное звучание. Европейская киноакадемия назвала арест режиссёра «политически мотивированным» и призвала «немедленно» освободить из-под домашнего ареста.
Есть другая группа заслуженных и авторитетных деятелей, например, народный артист СССР Иосиф Кобзон и лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов, которые увидели в выступлениях защитников «гонимого» клановость и желание препятствовать органам следствия и правосудия.
При этом никто не поднимает вопроса о характере творчества Серебренникова. А без этого не обойтись. Вот информация 2015 года: «Топ-10 скандальных спектаклей, удостоенных российской национальной театральной премии «Золотая маска».
Среди них и «Отморозки». «Седьмая студия», режиссёр К. Серебренников. Премьера – 2011 год. Премия «Золотая маска» 2012 г.: «Лучший спектакль в драме, малая форма», номинация на премию – «Лучшая работа режиссёра».
В спектакле обилие обсценной лексики – герои, по сути, разговаривают матом. Отморозки – современные революционеры. Они бьются с омоновцами, их арестовывают, избивают до крови. Отморозки готовят покушения, их пытают люди в штатском, но вооружённые автоматами революционеры побеждают, захватывая органы коррумпированной госвласти. В постановке современный «кровавый режим» противопоставлен «людям идеи» – разрушителям государства.
Зритель с театральным образованием Анна Шестакова так передаёт впечатления: «Два с лишним часа здесь непрерывно орут матом, избивают друг друга, стреляют и даже пытаются похоронить… Тем хуже, тем коварнее, тем подлее этот спектакль… Он показывает зло через увеличительное стекло, многократно усиливая его вибрацию, только зло ничем на него не отвечает, никак не комментирует… Ставит «зеркало» перед «природой» современного человека и умывает руки. Век вывихнут – тем хуже для него и тем лучше для театра».
«Золотой петушок». Большой театр России, режиссёр-постановщик К. Серебренников. Премьера – 2011 г. Премия «Золотая маска» 2012 г.: «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре». Номинировался спектакль и как лучшая работа режиссёра. Действие оперы перенесено в современность. Вместо детской сказки – политический театр: в качестве государственного герба – двуглавый золотой петушок, перед зрителями предстаёт вальяжный национальный лидер с манерами генсека, оракул – мальчик, опутанный светящимися проводами и спрятанный в двуглавую птицу. Хор поёт: «Верные твои холопы, лобызая царски стопы, рады мы тебе служить, нашей дуростью смешить». Русская жизнь в спектакле представлена как царство упырей, мертвяков и некрофилов, над которым следует посмеяться.
Владимир Маторин, народный артист России, солист Большого театра, говорит в интервью: «Признаюсь, внутренне намучился с «Золотым петушком» Серебренникова – этот спектакль новое руководство театра сейчас снимает с репертуара… К сожалению, Серебренников плохо знаком с музыкой и у него порой странный ход мыслей: на сцене собаки, снайперы. Придурок Додон в маршальской форме танцует на гробах своих сыновей, а сопровождающие его генералы раздеваются до кальсон. И всё это раззвонили как открытие».
«Сон в летнюю ночь». «Седьмая студия», режиссёр К. Серебренников. Премьера – 2012 год. Действие перенесено в современность, спектакль насыщен репликами, как нелегко жить гомосексуалисту в гетеросексуальном мире. В финале актёра, играющего женскую роль, несколько минут носят на руках. Театровед Леонид Лучкин пишет: «…фестивальной публике представили не шекспировский сюжет, а обряд посвящения починщика раздувальных мехов Дуда в геи. Это случилось в пятой части довольно затянутого на четыре с лишним часа действа. Все предыдущие акты спектакля были подготовкой, предысторией инициации».
«(М)ученик». «Гоголь-центр», режиссёр тот же. Премьера – 2014 год. Действие пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга перенесено в Россию времён В. Путина (портрет президента – на столе директора школы), текст изменён, герои названы русскими именами, главный превращён в религиозного фанатика, мешающего развитию свободы в стране. Современная Россия – страна, где процветают антисемитизм и религиозное мракобесие.
На фоне всех этих казусов симптоматично прозвучал демонстративный выход Никиты Михалкова из состава руководства Фонда кино, его обвинение в адрес Наталии Тимаковой в «скрытой русофобии». (Тимакова, пресс-секретарь премьер-министра, замруководителя администрации правительства, вошла в обновлённый состав совета фонда.)
Последовал также открытый призыв драматурга и режиссёра Ивана Вырыпаева «к освобождению нашего многострадального народа от ига правящей власти», освобождению Серебренникова.
Такова панорама. Но это далеко не всё. Обращает на себя внимание решение конгресса США о новых санкциях против России, каковое событие можно связать и с активностью сторонников Серебренникова.
Смысл документа – системный вызов российской элите, которая поддерживает президента Путина. Причём меры, предусмотренные против российской элиты, исключают компромиссы. В разделе 241 данного закона говорится, что в течение 180 дней с момента вступления закона в силу (то есть до февраля 2018 года, как раз к выборам Президента РФ) министр финансов США по согласованию с директором национальной разведывательной службы и руководителем Госдепа должны передать в конгресс детальные отчёты о финансовой деятельности руководящих и влиятельных внешнеполитических фигур и олигархов Российской Федерации. Абсолютно все, кто влияет на управление и состояние дел в России, попадают под контроль, включая их аффилированный бизнес. Другими словами, речь идёт об угрозе ареста всех личных зарубежных счетов, акций, недвижимости и т.д. российских граждан, которых обвинят в коррупции. Возможно, и не только в коррупции.
В этой связи «казус Серебренникова» надо рассматривать, судя по всему, как начало острой фазы внутрироссийских боевых действий.
И пока последнее в этой увлекательной драме. В её текущий акт подключилась ФСБ (Управление по защите конституционного строя), увидев в деле свой специальный интерес и, очевидно, вспомнив, что в будущем году, кроме всего, исполняется сто лет Гражданской войны. А как заметил драматург Шекспир: «Прошлое – черновик будущего».