Год 2024-й стартовал с места в карьер. США, хотя Байден был в отпуске, а глава Пентагона Остин в больнице, успели побомбить в Йемене силы хуситов, которых считают «инструментом Ирана». Прошли выборы на Тайване, где главой избрали кандидата от правящей партии, которого Пекин называл зачинщиком опасной войны. Британский премьер Сунак подписал «гарантии безопасности» киевскому режиму, договор не очень ясный, но звонкий. Президент Франции сменил премьер-министра и главу МИД – ими стала гей-пара его партийных соратников. Если цель – выстелить путь для прихода к власти Ле Пен, у Макрона это отлично получается.
В России же морозы проверили на прочность трубы ЖКХ, и не везде хозяйство проверку выдержало: аварии от Подмосковья до Дальнего Востока заставили мёрзнуть целые районы. Досадно, поскольку пропаганда обещала, что замёрзнет Европа, а не россияне.
России предстоят выборы в марте – тут без сюрпризов, Евросоюзу – в июне, и можно ожидать успеха крайне правых партий, которые теперь совсем не евроскептики, а хотят взять Европу под контроль. Наконец, в ноябре выборы в США – судьбоносные (как их заранее называют) и для Америки, и для участников конфликтов в мире, в частности на Украине. Что выгодно нам? Говорят, хуже «либералов» нет никого на свете, значит, их противники нам друзья.
Такой линейный, незамутнённый фактурой ход мыслей, наверное, удобен. Но имеет малое отношение к очень сложной реальности. Вон как некогда радовались «брекзиту» – а его застрельщик Борис Джонсон сорвал попытку мирного соглашения с Украиной в марте 2022 года, и СВО длится почти два года. Но это не мешает снова верить и помогать «нашему» Дональду Трампу.
Две вещи очевидны и предсказуемы: нестабильность и рост насилия. Мировые кризисы заставили двигаться тектонические плато, мы вступили в период повышенной активности, «взрываться» будет часто. Время и места сложно предвидеть: все факторы на разных уровнях просчитать практически невозможно. Но на фоне кризисов к власти будут приходить всё более радикальные силы, ибо социал-демократия как «капитализм с человеческим лицом» уже не даёт нужную капиталу норму прибыли.
Что же возможно? Можем яснее сознавать сложность момента, быстрее адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и по возможности сами их задавать. Причём задавать, исходя не из желаемой действительности, которую даёт телевизор, а из реальной, не всегда приятной для уха и глаза. Пропаганда же без умолку трещит по каждому крупному и мелкому поводу, особенно мелкому. Ведь какое удовольствие погоготать над гей-властью во Франции или шефом Пентагона в больнице!
Более того. Телеканалы выводят в эфир «тяжёлую артиллерию»: всё чаще по разуму граждан бьют астрологи, нумерологи и гадалки в ассортименте. Подобных манипуляторов привлекали в самые сложные моменты истории, вспомните Кашпировского и Чумака в 1989–1992 годы. Напрашивается вопрос: неужели сейчас всё так плохо? Казалось, нет.
Гремучая пропаганда и экстрасенсы хороши, чтобы уничтожать мышление, внушать людям беспомощность, «отключать» от реальности, сковывать волю. Но разве это нужно для победы?
Разум, знания и компетенции, трезвый рассудок и сознание, холодная голова и тонкий расчёт, выдержка и способность не поддаваться на провокации – вот что принесёт нам победу.