Павстос Бюзанд создал богатую галерею портретов незабываемых исторических лиц – армянских царей, спарапетов (главнокомандующих) дома Мамиконянов, известных деятелей Армянской Церкви. Историк был великим патриотом и в созданных им образах патриотизм для него первостепенен. Вместе с тем Бюзанд восхваляет свойственные характеру армянского народа гуманизм и благородство. Таков, например, спарапет Мушег Мамиконян, с отважного отца которого, Васака Мамиконяна, Шапух Второй велел снять кожу. Мушег же с достоинством вернул врагу его оказавшийся в плену гарем. Этот гуманный шаг тронул даже самого Шапуха Второго, который приказал на своём винном кубке выгравировать портрет Мушега Мамиконяна на белом коне. Он имел обыкновение на пирах пить вино из этого кубка и приговаривать: «Пусть всадник на белом коне тоже вкушает вино».
Павстос Бюзанд ценит огромную миссию, выполняемую Нерсесом Великим, который в качестве католикоса старался привести в порядок экономическую и духовную жизнь Армении, чтобы искоренить бедность в стране. Кроме этого, он рассказывает три новеллы о епископе Оване, в которых показано, каким не должен быть духовный предводитель. В новеллах наблюдается сатирическая направленность, они в числе лучших образцов художественной прозы V века.
Бюзанд отличается от всех армянских историков ещё и тем, что в его труде описана внутренняя дворцовая жизнь с её интригами и тайнами или явной борьбой за трон. Среди всего этого ярким, отважным и необычным является образ супруги царя Аршака Второго – царицы Парандзем, которая, будучи олицетворением ума и красоты, в то же время была большой патриоткой и ничуть не боялась врагов страны.
«Историю Армении» Павстоса Бюзанда особенно высоко оценил известный французский арменовед Сен-Мартен, который в своей книге Fragments d’une histoire des Arsacides («Эпизоды из истории Аршакидов») и в других произведениях широко использовал факты из истории Павстоса Бюзанда, сопоставляя их с византийскими и латинскими источниками.
На основе «Истории Армении» Павстоса Бюзанда была создана богатая сокровищница армянской исторической и художественной литературы, в которой есть романы, драматические и лирические произведения. А композитор Тигран Чухаджян создал первую армянскую классическую оперу «Аршак Второй» (1868), которая была поставлена на итальянском и армянском языках.