13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя. И тех и других у нас в стране сегодня гораздо меньше, чем тех, кто нуждается в поддержке. Фонд исторических, культурных и образовательных инициатив им. И.И. Бецкого проводит серию круглых столов, посвящённых этой проблеме. Первый был посвящён меценатству и благотворительности в сфере театра.
Без Саввы Морозова и Алексея Бахрушина, Саввы Мамонтова и Ивана Зимина представить историю русского театра невозможно. В новой истории России у них появились преемники, но главным меценатом культуры и искусства вот уже более ста лет является государство. Щедрость его, по понятным причинам, строго дозирована. И каждый акт её проявления сопровождается прочувствованным камланием о том, чтобы учреждения культуры и искусства научились наконец-таки зарабатывать сами. К театрам этот призыв обращён в первую очередь. Реальность же такова, что даже у флагманов это получается с переменным успехом, обо всех остальных и говорить не приходится. А госдотаций на полнокровную творческую жизнь и решение социальных проблем катастрофически не хватает.
Меценаты с благотворителями на выручку приходят, но, как правило, к тем, кто и без них чувствует себя достаточно уверенно – успешный бизнес идёт к успешным театрам. Нередко срабатывает харизма известной личности – актёра, режиссёра, художественного руководителя. А как быть труппам, в активе которых отсутствуют медийные персоны? У театров не особо успешных, а то и пребывающих в кризисе, то есть особенно остро нуждающихся в помощи, шансы получить её стремятся к нулю. Вот такой парадокс. Ведь идея благотворительности как раз и состоит в поддержке того, кто слаб, чтобы дать ему возможность стать сильнее.
Заниматься меценатством и тем более благотворительностью по нынешним временам, к сожалению, невыгодно, поскольку на благие дела можно тратить средства только после уплаты налогов. Проблем у театров становится всё больше, а количество желающих помочь и поддержать, увы, практически не увеличивается. Над тем, как изменить ситуацию к лучшему, и задумались практики театра, собравшиеся в «Мастерской Петра Фоменко» по приглашению Фонда исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого.
«Тема меценатства и благотворительности для нас имеет особую цену, – признаётся директор фонда Кирилл Ильичёв. – Иван Иванович Бецкой был не просто ближайшим советником Екатерины II, но и идеологом реформ, породивших золотой век российской культуры. По его инициативе образование стало доступным представителям не только привилегированных слоёв общества. Созданный им первый в стране Воспитательный дом для сирот стал настоящей кузницей кадров. Из ремесленных мастерских впоследствии возникло уникальное учебное заведение, которое сегодня известно как МВТУ им. Баумана, а «классы танцования» стали колыбелью русского балета. Цель сегодняшней встречи – сформировать предложения для правительства Москвы и Московской городской думы, которые позволили бы столице инициировать ренессанс отечественного меценатства и благотворительности в сфере театра».
В «мозговом штурме» приняли участие худруки и директора столичных театров, руководители профильных учебных заведений, представители СТД, благотворительных фондов и бизнес-сообщества. Модератором процесса стал Степан Орлов, заместитель председателя Мосгордумы. «По данным ВЦИОМ, число театралов в России растёт с каждым годом, – не скрывает своей радости Степан Владимирович, – сегодня это 25% населения. В Москве этот показатель существенно выше, здесь сосредоточено более ста театров – от федеральных до крошечных частных. Вот почему она может стать ледоколом, пролагающим путь к изменению ситуации по всей стране. Если снять налоговый пресс со средств, которые бизнес и госкорпорации могли бы направить в сферу культуры, сколько неотложных проблем удалось бы решить. Нормативно-правовая база, регулирующая этот вопрос, нуждается в совершенствовании, и Москва могла бы стать пилотной площадкой для тестирования нововведений, прежде чем они будут внедрены в масштабах страны».
Федеральный закон № 135-ФЗ, регулирующий благотворительную деятельность, был принят ещё в прошлом веке – в 1995 году – и современных реалий не отражает. Закон о меценатстве № 327-ФЗ от 2014 года носит так называемый рамочный, или зонтичный, характер и нуждается в существенной доработке, опять-таки с учётом вызовов времени. «Бизнесу должно быть выгодно вкладывать деньги в культуру. В противном случае всё по-прежнему будет происходить на основе дружеских взаимоотношений между отдельными предпринимателями и деятелями культуры, – считает директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский. – Несколько лет назад Союз промышленников и предпринимателей создал комиссию по подготовке проекта закона о меценатстве. Председателем комиссии был Михаил Гуцериев. Проект подготовили очень тщательно, но даже лоббистские таланты главы РСПП Александра Шохина не помогли. Дума сочла, что закон может создать прецедент для коррупции. На этом всё и заглохло».
Вложение в искусство – штука непредсказуемая. Даже если речь идёт не о материальных, а лишь о моральных дивидендах в виде благоприятного общественного мнения. «Для мецената это большое испытание, – директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьёв знает, о чём говорит. – Создание нового спектакля – венчурная инвестиция с крайне высоким риском. Постановка может стать удачей, а может провалиться или просто оказаться не такой значимой для зрителя. Сегодня нельзя отнести благотворительные средства на себестоимость основной деятельности. Мне кажется, это не совсем правильно. Во многих странах такая возможность существует, и нам стоит перенять этот опыт».
Помощь в создании нового спектакля действительно самый распространённый вид поддержки. В случае успеха логотипы меценатов и благотворителей, украшающие программки, попадаются на глаза огромному количеству зрителей, укрепляя в глазах публики нужное компании реноме. Но даже самые кассовые спектакли живут меньше, чем театр, на сцене которого они идут. И мецената нужно заинтересовать играть вдолгую, поддерживая конкурентоспособность конкретного коллектива покупкой оборудования, поддержкой молодых талантов и ветеранов. Но какой театр он предпочтёт? «Капиталу важно ассоциироваться с активом, который будет расти, – констатирует худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов. Часто говорят, что театров в Москве слишком много. Но у каждого свой цикл взлётов и падений, сколько будет длится подъём – неизвестно. Ну, не закрывать же театр на время кризиса! Наоборот, ему нужно помочь выбраться как можно быстрее. Ещё один важный аспект – вложение в кадры, в молодых специалистов – режиссёров, видеоинженеров, специалистов по звуку и свету. Подлинное меценатство – это вклад в будущее. Успешный специалист снижает затраты и государства, и бизнеса. Я считаю, что это задача не только меценатов. Дебютные программы надо финансировать на законодательном уровне, давая молодому специалисту право на ошибку. Первая работа далеко не всегда бывает результативной. Но государственные театры ошибок боятся, и будущие Гончаровы и Захаровы лишаются возможности нарабатывать необходимый опыт».
Проблема кадров сегодня остра, как никогда. Театр – не исключение. Вырастет ли из подающего надежды юноши новый Захаров, Левенталь или Дамир Исмагилов – неизвестно. А театру, особенно небольшому, с залом на 300–400 мест (а то и всего на 100), нужно выполнять госзадание и зарабатывать внебюджетные средства буквально на поддержку штанов. Марк Розовский, худрук театра «У Никитских ворот», считает, что право на ошибку по нынешним временам непозволительная роскошь: «Если это Мейерхольд – да, а если мейерхольдики, то извините. У меня как худрука права на ошибку нет. Если я ошибаюсь, то я профнепригоден! Мы говорим о том, что главный меценат театров – государство. Но господдержка рассчитывается в зависимости от вместимости зала, и это неправильно. И зарабатывать с малыми залами – архитрудная задача. Помогать надо бедным, а не богатым. Как это делали Бецкой, Рябушинский, Морозов, но, к сожалению, у нас утрачена культура меценатства, и возродить её одним только законодательным путём не получится».
С Марком Григорьевичем трудно не согласиться. Возрождение меценатства на том уровне, который сейчас необходим отечественной культуре и искусству, – процесс многовекторный и многофакторный. Диалог, развернувшийся в амфитеатре гостеприимных фоменковцев, получился конструктивным. Общее мнение участников – необходимо искать компромисс между интересами государства и бизнеса. «Мы надеемся найти такой механизм, – резюмирует Степан Орлов, – который сможет помочь ответственным предпринимателям тратить больше средств на поддержку искусства и культуры, не в ущерб интересам бюджета. Все предложения зафиксированы. После систематизации и детализации они будут переданы рабочей группе, разрабатывающей программу развития Москвы до 2030 года. Время действовать!»