Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 июня 2025 г.
  4. № 25 (6989) (25.06.2025)
Литература Литературный резерв

Окно распахнуто во вторник

Обзор поэтических публикаций в февральских «толстяках»

28 июня 2025
Сгенерировано ИИ

Константин Комаров

Посмотрим же на толстожурнальный поэтический улов за февраль – месяц, когда, по хрестоматийным словам Бориса Пастернака, «чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд». А Белла Ахмадулина высказалась об этом зафиналивающем зиму месяце в более мрачных тонах:

Я утром в окно посмотрела:

какая невзрачная рань!

Мы оба тоскуем смертельно,

не выжить нам, брат мой февраль.


Бесснежье голодной природы,

измучив поля и сады,

обычную скудость невзгоды

возводит в значенье беды.

                       («Февраль без снега», 1950)


Зимняя тематика является стержневой в опубликованной в февральском номере журнала «Урал» подборке молодого (но уже отметившегося публикациями стихов и рассказов в «толстяках») уральского поэта и прозаика Александра Пяткова «Долго не кончается зима». Пространство подборки («маленький уральский городок») – идиллический провинциальный зимний (по преимуществу, но не только, времена года тут вообще перемешаны, так что может «апрелем дохнэть в ноябре») космос, где снег может «падать целый век», размывая время вплоть до вечно длящегося настоящего.

Приметы пейзажа у Пяткова уютны и трогательны: «стылый садик мой», «чайник с родниковою водой», «седая» осиновая ветка, «клевер, донник, житняк, медуница», «ларька станционного мокрая тень», «воробей в малине веткой машет», «в распахнутом настежь тепле». Граница между физическим и метафизическим здесь истончена и проницаема настолько, что запросто можно «рукой разлуку тронуть», а время столь плотно «стыкуется» с пространством, что «окно распахнуто во вторник». Даже повседневный труд (косьба) в детской оптике обретает ореол чего-то сказочного и чудесного: «Это плотничьи руки косою / золотистого срежут шмеля». Схожей трогательностью пронизана и сама ткань лирической речи, в которую точечно вкраплены просторечья и диалектизмы («и потом сказать...», «лопатой бросанёт щебёнки», «потеха», «елань», «малуй» etc.).

«Пасхальный покров», «снегопад рождественской метели», «не вынесшие хлеба / лодки твоей, господи, земли» свидетельствуют о христианском измерении этого мира, в котором язык, речь, звук, поэзия существуют на равных правах с природой, стихи органично продолжают стихию, как коса – руки косаря: звучит «шорох птичьих слов», «травы невыгоревший ропот», «слова, которые тебе, / как снег, слышны едва», «будет снег / падать, будет лепетать». Впрочем, идиллия эта тронута нотками «нежности одинокой и грусти», «крапивы неизбывной печалью» и столь же «неизбывною детской тоской».

Стихи Александра Пяткова – простые и прозрачные, одухотворённые и одухотворяющие, сосредоточенно-честные, психологически внятные и открытые навстречу читательской эмпатии. И особо ценно, что в них лирически зафиксировано и полноценно, психосоматически точно («я болен был / и на вокзал, / как облако Шагала, плыл») отражено детское искрящее ощущение бессмертия в рамках взрослого напряжённо-зрелого осознания смертности: «Так смутно, бестолково / зияет зимний страх, / что выдохнешь два слова: «прощание» и «прах», «как будто жизнь прошла и не случилась, / и смотрит до утра в твоё окно». Мандельштамовские «тяжесть и нежность» идут здесь рука об руку:

Траву литовкою обкосит

и прокричит по белу свету:

– Ау, сосед! Где ж тебя носит?

Как будто смерти нету.


В февральском номере журнала «Знамя» обнаруживаем подборку «Мерцание речи» ярославского поэта Александра Белякова. Речь его – сплошная и сквозная, принципиально естественная («если повод нарочит / значит стих ещё не начат), лишённая заглавных букв и знаков препинания, действительно «мерцает»: то блеснёт «искромётной белой сажей», то тает в «непобедимой дымке золотой», а порой и пустится в неожиданный песенный разлёт («ведите девушки меня к подружке вашей»). Песне в подборке вообще уделяется большое внимание: «лёгкие резвые песни», открывающие «светлые ясные бездны», «лезут в голову во время болезни»; поэтом творятся «песни лёгкой оснастки / высокой очистки», чьи «тихие враки»1 стоят «к молчанью вплотную»2. Даже сама жизнь здесь «похожа на подготовку к песне». «Пенье», изящно зарифмованное с «забвеньем», становится своеобразным хранилищем нелинейного времени, где «времени больше не надо»:

ты весело входил сюда

бродил туда-сюда

но ты не знал что навсегда

настолько навсегда

что никакое впереди

уже не впереди

а где-то пенья посреди

забвенья посреди


И хотя весёлыми беляковские песни никак не назовёшь («и мерцание речи / умножает печали»), они, по логике Соломона, умножают и чувственные знания о мире, который в поэзии может раскрыться и раскрывается самыми удивительными смысловыми гранями. На причудливой диалектике внешнего, распахнутого взгляду и прикровенно-сокрытого во многом и зиждется движение этих легкокрылых, стремительных («от распева до стишка»), как просверк огня или росчерк пера, но оставляющих долгое послевкусие стихов, в которых звучание предшествует значению: «смысл проявится потом / впрочем можно и без смысла».

В стихах этих ослепляюще «царствует снег на кровле» и в то же время незримо «странствует свет по крови»; «бродит свет осенний / среди строений и растений» и в глубине души человеческой «музыка немая» «звучит как именная»; в чекушке скрывается псалом, а лирический герой, «одержимый ходьбой и худобой», умерев, становится «магнитом / на морозилке памяти». Объединяет же и центрирует «внешние» и «подспудные» процессы зрение поэта, которому, по-пушкински, видим и ведом «и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье». Зрение поэта – «двойное» (уже по Георгию Иванову), фасеточное, «изнаночное», объёмное, иронически-остраняющее («когда на крыльях братьев копирайт / ты полетишь хворайт и помирайт», «когда пытаешься дойти / до сути мать её ети»3), парадоксальное («как будто болезнь здоровее здоровья», «их время лечит / их не излечить»), пристальное и спокойное («время унять аппетит / и перестать суетиться»).

Так, тонкими модернистскими средствами, легко и без дидактики, убеждает нас Александр Беляков, что «вылепленная ртом» песня действительно «строить и жить помогает». Потому что не петь поэт с его хлебниковски-странническим «одиноким умом» не может. Даже если (по Фету) он не знает, о чём будет петь, «но только песня зреет». Пусть и является она иногда в маске «спасительной болтовни» (снова Пушкин!), «удлиняющей» «коротковатую явь» и преодолевающей «логос безголосый», или «неимущего слова», растущего «из пылинки былого»4. «Пение уничтожает знание», аннигилируя его примитивную рациональность, но открывая взамен подлинную, страшную и прекрасную, свободу: «мы привыкаем жить как привидения / и в пении искать освобождения».

Не могу отдельно не отметить опубликованное в том же февральском «Знамени» (в рубрике «Архив») ранее нигде не публиковавшееся стихотворение ушедшего от нас в 2021 году великолепного Александра Ерёменко – «Камчатский день весенний так недолог»5. Публикатор – поэт и друг Ерёменко, составитель знаменитого сборника посвящений «А я вам – про Ерёму» Валерий Лобанов.

А вот и сами стихи:

Камчатский день весенний так недолог

И глуповатый месяц – не далёк.

Накатывают волны на посёлок

Легко, как будто нож на оселок.


Посёлок тот не низок, не высок.

Летит куда-то сам

          по звёздным брызгам,

И чайки намагничивают визгом

Качающийся катер и мысок.


Мой друг весь день молчит и трёт висок.

Молчит и пьёт коньяк за десять сорок.

И шёпотом ругает наш посёлок.

…И набегают волны на песок.


В этом небольшом по объёму, но крайне концентрированном стихотворении мы видим многие фирменные черты метареалистической поэтики Ерёменко: пластику сквозной звукописи (недолог-недалёк, посёлок-оселок-песок), витальную, даже яростную энергетику «наката», прицельную точечность детали («коньяк за десять сорок»), изящество «контаминационных» аллюзий («глуповатый месяц» соединяет в себе отсылку к пушкинской «глупой луне на этом глупом небосводе» и к его же «поэзия должна быть глуповата», а «не низок, не высок» «окликает» сказку «Теремок»), гармоническую и катарсическую симметрию композиции («накатывают волны на посёлок» – «и набегают волны на песок»), параллелизм и рефренность «эха» («молчит и трёт висок» – «молчит и пьёт коньяк»), «прошитость» рифмами. Не обошлось, конечно, и без особой ерёменковской иронии, блистательно снижающей «высокие» образы («звёздные брызги»), подразумевая при этом игру «до полной гибели, всерьёз». И самое главное – потрясающая метаметафористская образность, в которой визг чаек обретает магнитные свойства. Создаётся удивительный эффект полной и динамичной «рецептивной идентичности» стихотворения себе самому – его воздействие можно описать с помощью употреблённых в нём же сравнений и метафор: недолгое, как камчатский весенний день (служивший матросом на Камчатке поэт, разумеется, знал, о чём пишет), оно накатывает на читателя, именно как нож на оселок и «набегает», именно как волны на песок. Спасибо Валерию Лобанову за эту прекрасную находку!

В завершение, по обыкновению, представлю ещё несколько февральских подборок, настоятельно рекомендуемых к прочтению: «Очная ставка» Сергея Попова и «Звери, которые лучше, чем люди» Анастасии Каменской («Дружба народов»), «Тёмное сияние» Юлии Долгановских («Нева»), «Другая тишина» Сергея Пагына («Урал»), «До звёздного неба и ссудного дня» Валентина Нервина («Зинзивер»), «Циферблаты» Юлии Кокошко («Урал»), «Фантом-манекен» Сергея Золотарёва («Интерпоэзия, 2025, № 1), «Фантастическое» Евгения Чигрина и «Стихи» Андрея Дмитриева («Звезда»), «Перевал» Ирины Ермаковой («Новый мир»).

«Услышимся» через месяц!

____________________

1 Не «заземлённый» ли это вариант пушкинского «возвышающего обмана», который «тьмы низких истин нам дороже»?

2 Не забудем здесь и пушкинского «учителя» Жуковского, не без оснований полагавшего, что «лишь молчание понятно говорит».

3 Поздний, обманчиво «простой» Пастернак в подборке окликается и иронически обыгрывается не раз: «нельзя не впасть как в ересь / в танатос или эрос».

4 Родной сестры «мельчайшей пылинки живого» Маяковского.

5 Внезапная «рифма» с заглавием подборки Пяткова.

Обсудить в группе Telegram

Константин Комаров

Поэт, литературный критик,литературовед. Родилс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Шоу для всех

    28.06.2025
  • Не стало Марии Копьёвой

    28.06.2025
  • Исследуя советскую Атлантиду

    28.06.2025
  • Город у моря

    27.06.2025
  • В правильном направлении

    27.06.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии Презентация
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS