Олесь Бузина. Расстрелянная правда / Сост. А.А. Бобров. – М.: Алгоритм, 2015. – 416 с. – 1500 экз.
Ныне переиздание книг Олеся Бузины не просто под запретом на Украине. Они давно изъяты из всех книжных магазинов страны. Читать их украинцам запрещено! Это хорошо вписывается в рамки «свободы слова», как она сейчас понимается киевскими властями и их идеологическим аппаратом. А в Москве только что вышла новая книга Олеся, и за это следует поблагодарить её составителя А. Боброва.
«Расстрелянная правда» – в чём-то сродни книге чехословацкого журналиста, литературного и театрального критика Юлиуса Фучика «Репортаж с петлёй на шее», написанной им в застенках гестапо – в пражской тюрьме Панкрац. Схожи судьбы писателей. Фучика казнили, когда ему было 40, Олеся Бузину застрелили 45-летним. Фучика убили фашисты, Бузина пал по воле новых фашистов, ещё более отвязанных, лживых и жестоких. Фучика приговорила к казни Народная судебная палата (!) Роланда Фрейслера, Бузину просто пристрелили во дворе его дома. Схож пафос их творчества – гуманистический. Фучик чётко сформулировал: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!» Бузина, настоящий патриот Украины, но человек с открытым миру сердцем, своим творчеством предупреждал всех нас о том же.
Да, сейчас на его родине книги под запретом, но продолжают жить уже хотя бы потому, что запрещены теми, кто доверия не вызывает. А у страха век короток, по крайней мере конечен. Бузина обязательно вернётся на прилавки магазинов и в библиотеки своей страны.
В новом сборнике сошлись статьи, заметки, главы из книг писателя, которые были опубликованы за последние 10 лет. Есть и воспоминания о нём, письма. Например, завершающее книгу трогательное письмо его жены Натальи. Она пишет: «Олесь любил всех. «Укропов» и «колорадов», украинцев и русских, евреев и татар». Материалы книги собраны в нескольких разделах с красноречивыми названиями: «Великий Богдане, вставай!», «Эхо убийственных майданов», «Скрежет плуга о трезубец», «Сегодня и завтра Украины», «Ты превратился в свет». Это, конечно, и о самом Олесе, его произведениях. Свет этот доходит до нас.