Вячеслав Леонидович Кондратьев – уникум российской военной прозы. Свое первое произведение он написал в 59 лет.
Поздний талант Вячеслава Кондратьева
На каждого, кто побывал на фронте, война наложила свой неповторимый отпечаток. Исключением не стал и Вячеслав Кондратьев. В 1939 году он ушел в армию с 1 курса Московского архитектурного института, а через два года был отправлен на фронт под Ржев. Позже Кондратьев вспоминал, что воевала Красная армия без артиллерийской поддержки. Несколько снарядов приберегали на случай танковой атаки с вражеской стороны. Окопов тоже не было из-за распутицы, а поле, по которому приходилось наступать обстреливалось с трех сторон.
На сегодняшний день известно, что ржевская битва унесла и покалечила более миллиона жизней, в советское время информация о колоссальных потерях замалчивалась.
Кондратьев признавался, что после войны его долго мучали воспоминания о днях, проведенных на передовой. Он «взахлеб» читал книги о Великой Отечественной, но среди всей фронтовой прозы не мог отыскать «свою войну».
«Я должен был рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой», – говорил Кондратьев о начале своего литературного пути.
Свое первое произведение – «Сашка» Вячеслав Леонидович написал в преддверии 60-летнего юбилея. Повесть была опубликована в журнале «Дружба народов» в 1979 году и сразу же обратила на себя внимание со стороны критиков и читателей.
В основе сюжета история обычного солдата, который, как и его товарищи, воевал в условиях нехватки продовольствия и боеприпасов. Несмотря на это, ему голыми руками удается захватить в плен немецкого разведчика, которого позже по приказу комбата, он должен был расстрелять. Главный герой не может убить безоружного человека, поскольку все больше понимает, что немец такой же простой солдат, посланный на войну, как и он сам. В этой сцене раскрывается главная мысль произведения – «Гуманность в нечеловеческих условиях». В дальнейшем она интегрируется на весь военный путь Сашки: он, истекая кровью, не прошел мимо раненного бойца, взял на себя вину лейтенанта, чтобы того не отдали под трибунал.
Главный герой повести – литературный прообраз реального человека – Александра Капустина, в 17 лет получившего медаль «За отвагу», за то, что героически захватил вражеского «языка».
Прототипы реальных людей в произведениях Кондратьева добавляют происходящим событиям дополнительный эмоциональный окрас.
Евгений Пригожин, как и автор, участник ржевской битвы. Они на протяжении долгих лет ведут дружескую переписку, которая выливается в повесть «Искупить кровью».
Действия разворачиваются во время штурма деревни Овсянниково под Ржевом. Красная Армия, после нескольких месяцем безрезультатных попыток, все-таки выбивает врага из населенного пункта. Ослабленные и деморализованные бойцы, потерявшие в бою многих сослуживцев, ждут подкрепления, а вместо этого получают приказ не сдавать позицию, что эквивалентно смертному приговору. Немногочисленных солдат спасает ротный Пригожин, решивший отступать, за что и впал в немилость начальства. Кондратьев тут раскрывает проблему выбора: с одной стороны приказ «сверху», с другой – человеческие жизни. В независимости от принятого решения, герой должен понести неминуемую ответственность.
Война, о которой слышали солдаты, значительно отличалась от той, что им предстояло увидеть. Именно этому посвящена повесть «Селижаровский тракт». Путь на фронт описывается едва ли не страшнее самих боевых действий. Дорога заигрывает с солдатами томной неизведанностью и фатальной неминуемостью. Многие из них, мечтавшие совершить героический поступок, с ужасом понимают, что одна из главных задач на реальной войне – не погибнуть. В свою очередь, автор показывает нам, что выжить в такой схватке – само по себе подвиг.
Три произведения, вошедших в состав сборника Вячеслава Кондратьева «Повести. 1941-1942 годы», объединяет концепция простого человека, волею судьбы оказавшегося на передовой. Война представляется, как не что-то далекое и почти позабытое, а как трагическое историческое событие, повлиявшее на много миллионов судеб. Среди авторов, так называемой «Окопной прозы», Кондратьева отличает удивительное умение погрузить читателя на поле битвы. Он пытается донести мысль о подвиге, как о героической обыденности, через которую проходили множество солдат, не замечая своей истинной заслуги.