
Майя Фолкинштейн
Елена Семёнова. Товстоногов: Спасавший красоту. – М.: Молодая гвардия, 2025. – 429 с. – 2000 экз. – (Сер. «Жизнь замечательных людей»).
Едва стало известно о выходе этой книги, её сразу захотелось приобрести. И не только в память обо всём хорошем, связанном с именем Георгия Товстоногова, но и в надежде узнать ранее неизвестные факты. Тем более что предыдущее жизнеописание Георгия Александровича – Натальи Старосельской – вышло в серии ЖЗЛ в далёком 2004-м.
Новое написала Елена Семёнова, чья книга воспринимается не так доброжелательно, как ожидалось, а противоречиво, подчас даже с протестом. Начиная с предисловия, в котором утверждается: Товстоногова сейчас практически не помнят, да и список литературы о Георгии Александровиче скуден. Но выдающегося режиссёра не забывают. Регулярно выходят книги о нём, и их, между прочим, немало – лишь за последнее время появились капитальная исследовательская работа Елены Горфункель «Режиссура Товстоногова» (2015) и два сборника (2019, 2021), где опубликованы стенограммы репетиций «Трёх сестёр» в БДТ имени М. Горького. По телевидению показывают документальные фильмы и передачи о Товстоногове, его творческие вечера и зафиксированные на плёнку «Мещане» и «Дядя Ваня», «Ханума» и «История лошади», другие спектакли, а радио транслирует композиции «Пяти вечеров», «Идиота», «Варваров». Конечно, театр сиюминутен, но всё же, всё же… Те, кому повезло увидеть его спектакли, что называется, живьём, бережно хранят в душе сильные эмоциональные впечатления.
Но Семёнова к этой, увы, изрядно поредевшей когорте явно не принадлежит. В её работе нет личностной интонации. В результате текст по большому счёту лишь набор пространных цитат из книг Товстоногова и иных источников. Причём преимущественно мемуарного толка, и от этого как бы «ускользают» образы самих спектаклей Георгия Товстоногова, в которых, по мнению Сергея Юрского, присутствовало «золотое сечение».
А ведь их тогда неоднократно анализировала пресса. И её подробный анализ содержится в объёмном справочнике «Премьеры Товстоногова» (1994), подготовленном той же Е. Горфункель. Однако Семёнову вряд ли волнует Георгий Товстоногов – режиссёр. Для неё он «чрезвычайно яркая личность с непростой судьбой». И с этим трудно спорить: на долю Георгия Александровича действительно выпало множество потрясений. Но, перефразируя высказывание Маяковского, стоит Семёновой возразить: он – режиссёр. Этим и интересен. И именно в профессиональной деятельности ярче всего проявились незаурядные, иногда на первый взгляд противоположные свойства его натуры. К примеру, бережное отношение к артистам, осознание своей ответственности за невольно нанесённые им обиды. И наряду с тем – творческий максимализм, определивший принцип «добровольной диктатуры», основной негласный «закон» существования БДТ в 1956–1989-м. Говоря о Товстоногове, автор не раз подчёркивает его дворянское происхождение, которое сам Георгий Александрович не скрывал, хотя и не акцентировал, но, видимо, этим объяснялось его неизменное уважение и доверие к зрителям. Но их он не «прикармливал» (выражение самой Семёновой), а делал соучастниками того или иного сценического действа, призванного прежде всего «будить совесть человеческую». Товстоногов и «концепцию» своих спектаклей «искал» в «зрительном зале», стремясь при этом как можно глубже проникнуть во внутренний мир авторов принятых к постановке произведений, посредством которых делился с публикой тем, что его волновало. В других откровениях замечен не был. Поэтому непонятно, зачем столько внимания уделено совсем уж личным обстоятельствам биографии Георгия Александровича, раз он о них не распространялся? Столь же бесцеремонна Семёнова и тогда, когда размышляет о ведущих артистах БДТ. Главы «о птенцах гнезда Товстоногова» никаких новых штрихов к «портретам» их персонажей, да и к «портрету» Георгия Товстоногова не добавляют.
Впрочем, как и сама книга, которая вдобавок изобилует ошибками. Скажем, у Семёновой «Молчалины господствуют…», а не «блаженствуют на свете!». Сергей Юрский оказывается народным артистом СССР, хотя был народным артистом РСФСР. Римма Быкова – Зыковой. Под фотографией из «Трёх сестёр» значится «не ранее 1981», но спектакль, выпущенный в 1965-м, к 1981-му сняли с репертуара. В летописи жизни и творчества Товстоногова год и место его рождения (28.09.1915, Петроград) указаны верно, а жизненный путь режиссёра, умершего 23 мая 1989-го, сокращён на год. И это отнюдь не весь перечень «накладок», наличие которых на страницах целого ряда книг по искусству, к сожалению, с недавних пор стало едва ли не традицией.
И к ней, равно как и к «жёлтым» тонам, присущим сюжетам о выдающихся мастерах, казалось бы, надо привыкнуть. Но в очередной раз сталкиваясь с чем-то подобным, всё равно испытываешь чувство недоумения и горечи.