Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 мая 2025 г.
  4. № 19 (6983) (14.05.2025)
Библиосфера Культура

Он – режиссёр. Этим и интересен

16 мая 2025

Майя Фолкинштейн

Елена Семёнова. Товстоногов: Спасавший красоту. – М.: Молодая гвардия, 2025. – 429 с. – 2000 экз. – (Сер. «Жизнь замечательных людей»).

Едва стало известно о выходе этой книги, её сразу захотелось приобрести. И не только в память обо всём хорошем, связанном с именем Георгия Товстоногова, но и в надежде узнать ранее неизвестные факты. Тем более что предыдущее жизнеописание Георгия Александровича – Натальи Старосельской – вышло в серии ЖЗЛ в далёком 2004-м.

Новое написала Елена Семёнова, чья книга воспринимается не так доброжелательно, как ожидалось, а противоречиво, подчас даже с протестом. Начиная с предисловия, в котором утверждается: Товстоногова сейчас практически не помнят, да и список литературы о Георгии Александровиче скуден. Но выдающегося режиссёра не забывают. Регулярно выходят книги о нём, и их, между прочим, немало – лишь за последнее время появились капитальная исследовательская работа Елены Горфункель «Режиссура Товстоногова» (2015) и два сборника (2019, 2021), где опубликованы стенограммы репетиций «Трёх сестёр» в БДТ имени М. Горького. По телевидению показывают документальные фильмы и передачи о Товстоногове, его творческие вечера и зафиксированные на плёнку «Мещане» и «Дядя Ваня», «Ханума» и «История лошади», другие спектакли, а радио транслирует композиции «Пяти вечеров», «Идиота», «Варваров». Конечно, театр сиюминутен, но всё же, всё же… Те, кому повезло увидеть его спектакли, что называется, живьём, бережно хранят в душе сильные эмоциональные впечатления.

Но Семёнова к этой, увы, изрядно поредевшей когорте явно не принадлежит. В её работе нет личностной интонации. В результате текст по большому счёту лишь набор пространных цитат из книг Товстоногова и иных источников. Причём преимущественно мемуарного толка, и от этого как бы «ускользают» образы самих спектаклей Георгия Товстоногова, в которых, по мнению Сергея Юрского, присутствовало «золотое сечение».

А ведь их тогда неоднократно анализировала пресса. И её подробный анализ содержится в объёмном справочнике «Премьеры Товстоногова» (1994), подготовленном той же Е. Горфункель. Однако Семёнову вряд ли волнует Георгий Товстоногов – режиссёр. Для неё он «чрезвычайно яркая личность с непростой судьбой». И с этим трудно спорить: на долю Георгия Александровича действительно выпало множество потрясений. Но, перефразируя высказывание Маяковского, стоит Семёновой возразить: он – режиссёр. Этим и интересен. И именно в профессиональной деятельности ярче всего проявились незаурядные, иногда на первый взгляд противоположные свойства его натуры. К примеру, бережное отношение к артистам, осознание своей ответственности за невольно нанесённые им обиды. И наряду с тем – творческий максимализм, определивший принцип «добровольной диктатуры», основной негласный «закон» существования БДТ в 1956–1989-м. Говоря о Товстоногове, автор не раз подчёркивает его дворянское происхождение, которое сам Георгий Александрович не скрывал, хотя и не акцентировал, но, видимо, этим объяснялось его неизменное уважение и доверие к зрителям. Но их он не «прикармливал» (выражение самой Семёновой), а делал соучастниками того или иного сценического действа, призванного прежде всего «будить совесть человеческую». Товстоногов и «концепцию» своих спектаклей «искал» в «зрительном зале», стремясь при этом как можно глубже проникнуть во внутренний мир авторов принятых к постановке произведений, посредством которых делился с публикой тем, что его волновало. В других откровениях замечен не был. Поэтому непонятно, зачем столько внимания уделено совсем уж личным обстоятельствам биографии Георгия Александровича, раз он о них не распространялся? Столь же бесцеремонна Семёнова и тогда, когда размышляет о ведущих артистах БДТ. Главы «о птенцах гнезда Товстоногова» никаких новых штрихов к «портретам» их персонажей, да и к «портрету» Георгия Товстоногова не добавляют.

Впрочем, как и сама книга, которая вдобавок изобилует ошибками. Скажем, у Семёновой «Молчалины господствуют…», а не «блаженствуют на свете!». Сергей Юрский оказывается народным артистом СССР, хотя был народным артистом РСФСР. Римма Быкова – Зыковой. Под фотографией из «Трёх сестёр» значится «не ранее 1981», но спектакль, выпущенный в 1965-м, к 1981-му сняли с репертуара. В летописи жизни и творчества Товстоногова год и место его рождения (28.09.1915, Петроград) указаны верно, а жизненный путь режиссёра, умершего 23 мая 1989-го, сокращён на год. И это отнюдь не весь перечень «накладок», наличие которых на страницах целого ряда книг по искусству, к сожалению, с недавних пор стало едва ли не традицией.

И к ней, равно как и к «жёлтым» тонам, присущим сюжетам о выдающихся мастерах, казалось бы, надо привыкнуть. Но в очередной раз сталкиваясь с чем-то подобным, всё равно испытываешь чувство недоумения и горечи.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Майя Фолкинштейн

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • С землёй храня навеки связь

    16.05.2025
  • Истовая преданность стиху

    16.05.2025
  • ЛГ-рейтинг

    16.05.2025
  • Музыка сущего

    15.05.2025
  • Подъём по уступам лет

    15.05.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS