На мой взгляд, роль Александра I – великого человека русской истории – не только недооценивается, но и незаслуженно принижается и искажается.
Приписывались несвойственные ему черты характера: непоследовательность, скрытность и подозрительность. В доказательство приводятся свидетельства недалёких, в лучшем случае заурядных его сослуживцев, не понимающих ход его мысли, мотивации его действий, трактующих их с ограниченной точки зрения. И до настоящего времени нет истинно научной биографии этого деятеля истории, нет должной оценки его вклада в исторический прогресс России и мира в целом. На самом деле император Александр – незаурядная многогранная личность. Он был героем своего века. Идеи Александра, его миролюбивая, примиренческая политика широко практикуется и в наше время.
Нам надо преодолеть предубеждения во взглядах на жизнь и деятельность этого человека – победителя Наполеона.
Большинство авторов публикаций об императоре Александре I предлагают смотреть на его личность глазами А.С. Пушкина, не давая себе труда разобраться по существу вопроса и объективно определить истинный взгляд Пушкина на личность императора Александра и его эпоху. Публикации самых, казалось бы, достойных авторов: учёных, историков, литераторов начинаются сразу же с хулительных стихов Пушкина – его эпиграмм в адрес императора Александра, задавая тем самым тон своих статей, предопределяя смысл своих публикаций и впечатление от них. При этом приводятся в доказательство стихи только с негативными отзывами Пушкина, как правило, написанные в пору его буйной юности и потому заключающие в себе изрядную долю неосведомлённости об истинной роли императора Александра в истории России или необоснованной обиды на государя за его «неправые гоненья», которым сам Пушкин впоследствии не придавал значения.
При более внимательном рассмотрении оценки Пушкиным личности императора Александра выясняется, что она является положительной и довольно высокой. Личность императора Александра была предметом постоянного интереса Пушкина, неисчерпаемой темой его бесед с современниками, обращений к нему в стихах и прозе под различными наименованиями: Октавий, Тиберий, Агамемнон и просто царь.
В дневниковых записях, аналитических статьях на различные темы имя императора Александра I наиболее часто упоминаемое из всех других имён государей России. Своё отношение к нему Пушкин часто вкладывал в речь героев своих произведений.
Больше чем кто-либо из поэтов А.С. Пушкин – историк и даже философ, и как таковой во многих своих стихах даёт высокую оценку личности императора Александра I как правителя и государственного деятеля России, как военачальника её вооружённых сил, принёсшего наивысшую европейскую славу России, как высокообразованного и великодушного человека: Дней Александровых прекрасное начало… / И ярче уж горит светильник просвещенья… / Он взял Париж! Он основал Лицей! / …А русский царь – главой царей. / И нет его – и Русь оставил он, / Взнесённу им над миром изумлённым.
Этими и многими другими стихами охвачена вся суть царствования императора Александра I: его просветительская деятельность на благо России, его победоносная война с захватническими полчищами Наполеона Бонапарта по освобождению России и всей Европы, установление в ней мира на многие годы и небывалая мировая слава России, «взнесённой им над миром изумлённым».
Самое первое значительное стихотворение, написанное А. Пушкиным в 1814 году, – «Воспоминания в Царском Селе», принёсшее ему всеобщую известность, в большей степени посвящено событиям 1812 года и императору Александру:
В Париже росс! – где факел мщенья? –
Поникни, Галлия, главой!
Но что я вижу? Росс с улыбкой
примиренья
Грядёт с оливой золотой.
В стихотворении «Александру», написанному по случаю возвращения императора Александра I из Заграничного похода в Санкт-Петербург, Пушкин воздаёт ему небывалую славу победителя Наполеона и освободителя Европы и сожалеет только о том, что судьба не предоставила ему возможности пролить кровь на бранном поле и быть свидетелем его великих дел:
Тебе, наш храбрый царь, хвала,
благодаренье!
…
Ты браней меч извлёк и клятву дал святую
От ига оградить страну свою родную.
Мы вняли клятве сей; и гордые сердца
В восторге пламенном летели вслед отца
И местью роковой горели и дрожали;
И россы пред врагом
твердыней грозной стали!..
О, сколь величествен, бессмертный,
ты явился,
Когда на сильного с сынами устремился;
И, чела приподняв из мрачности гробов,
Народы, падшие под бременем оков.
Тяжёлой цепию с восторгом потрясали
И с робкой радостью друг друга
вопрошали:
«Ужель свободны мы?..
Ужели грозный пал?..
Кто смелый? Кто в громах на севере
восстал?..»
И ветхую главу Европа преклонила…
Со временем претерпело изменение и отношение Пушкина к цензуре, и даже понимание свободы в обществе, когда он считает цензуру необходимой и даже благотворной, а свободу человека в обществе допустимой в пределах закона. «Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? Да будет же она свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом». Интересен надуманный Пушкиным «Воображаемый разговор с Александром I», где он признаёт великодушие и просвещённый образ мыслей императора: «Я всегда почитал и почитаю Вас, как лучшего из европейских нынешних властителей». Ни о ком другом Пушкин не писал так много и так восторженно, как о нём. И как последний дар, последний восторженный, но грустный привет приносит он императору Александру I перед своим уходом из этого мира в стихах «Была пора…», написанных к лицейской годовщине 19 октября 1836 года в последние месяцы его жизни:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас…
…
Вы помните, как наш Агамемнон
Из пленного Парижа к нам примчался.
Какой восторг тогда пред ним раздался!
Как был велик, как был прекрасен он,
Народов друг, спаситель их свободы!
…
Александр I всегда был покорен судьбе – «воле всевышнего»: «Судьба требует жертв, и я умею ей покоряться». Эти слова произнесены Александром в период войны 1812 года в связи с возможной потерей Москвы. И эта жертва была принесена, Александр I ещё до начала войны допускал потерю обеих столиц, но не был вполне убеждён в неизбежности такой жертвы ввиду огромных потерь Наполеона в Бородинском сражении. Но император Александр предоставил полную свободу действий Кутузову и Ростопчину, которые сделали всё, чтобы Москва, будучи покорённой, продолжала стоять за себя и Россию. И надо только знать, как Пушкин был горд, как он не однажды, а многократно отреагировал в своём творчестве на принесение этой жертвы:
Пылай, великая Москва!
Настали времена другие:
Исчезни, краткий наш позор!
Благослови Москву, Россия!
(«Наполеон»)
И ещё:
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?
(«Клеветникам России»)
Не менее красноречиво говорит об этом Пушкин в повести «Рославлев» и многих других произведениях.
Что касается язвительных эпиграмм Пушкина, оскорбительных для памяти императора Александра I, то сам он сказал о себе: «Это не лучшая черта моей жизни» («Карамзин»), и что нельзя судить о человеке по письму, писанному товарищу, школьную шутку считать за преступление, а две пустые фразы принимать за всенародную проповедь.
Надо отдать должное поэту: несмотря на некую неприязнь его к императору Александру I в человеческом плане, он отдаёт ему дань уважения, благоволения как достойнейшему государю России, «взнесённой им над миром изумлённым». И такие его отзывы, такое воспевание славы Александра, всё вместе взятое целиком и полностью перекрывает уколы эпиграмм.
Перечитывая публикации многих современных авторов об императоре
Александре I, я опасаюсь, что личность Александра и в самом деле, по словам
М. Пиотровского, может быть «отодвинута на второй план в русской исторической памяти. Не без помощи Пушкина», подобно личности его ближайшего сослуживца, фельдмаршала Барклая-де-Толли, вызывая «восторг и умиленья» лишь поэтов «грядущих поколений». Считаю долгом русского человека, любителя русской истории, почитателя императора Александра I, способствовать тому, чтобы историческая истина восторжествовала хотя бы на третьем столетии после его рождения и двухсотлетии освобождения им России и Европы.