В США скончалась дочь Маяковского
Как уже сообщала «ЛГ», в Нью-Йорке, не дожив чуть более двух месяцев до своего 90-летия, скончалась дочь Владимира Маяковского Патриция Томпсон.
Долгие годы мало кто знал, что во время своей поездки в США в 1925 году и двухмесячного пребывания там поэт встретил молодую женщину, которая родилась и выросла в России (по рождению Елизавета Петровна Зиберт), но волею судьбы оказалась в США. Великого поэта и Элли Джонс (таков американский вариант её имени и фамилии) соединило сильное любовное чувство, что нашло отражение в ряде стихов Маяковского. В конце 1925 года творческая командировка поэта в Соединённые Штаты Америки завершилась, он вернулся в Москву. Но этой любовной истории не суждено было закончиться – уже после отъезда Маяковского из США Елизавета Зиберт родила дочь, которую назвала Еленой.
Маяковский не только знал о родившемся ребёнке, но и во время своей поездки во Францию в 1928 году встретился с Элли Джонс в Ницце, куда она приехала с двухлетней дочерью. После трагической гибели Маяковского многие из его ближайшего окружения полагали, что следы американской дочери великого поэта навсегда затерялись. Тем более что мир был ввергнут в водоворот гигантских исторических потрясений.
Но оказалось, что это не так. В самом начале 90-х годов из публикаций прессы в США и в России стало известно, что дочь Маяковского Елена Владимировна (Патриция Дж. Томпсон в замужестве) жива, здравствует, полна творческих сил и намерений. С тех пор она стала желанным гостем в нашей стране, много раз посещала Москву, активно участвовала во многих научных и общественно-культурных мероприятиях.
В 2003 году в Москве в издательстве ИМЛИ РАН вышла книга дочери поэта «Маяковский на Манхэттене» (на русском языке), в которой ярко, вдохновенно рассказано об истории знакомства и любви её родителей.
Елена Владимировна Маяковская была известным в США учёным. Многие годы она являлась профессором Леман-колледжа городского университета Нью-Йорка. Её перу принадлежат 20 книг и более 100 статей по проблемам экономики, социологии и психологии ведения домашнего хозяйства. Она считается создателем собственной теории «гестианского феминизма» (Гестия в греческой мифологии – богиня домашнего очага). В её работах проблема роли женского и мужского начал в жизни человечества рассматривается более широко, нежели это делается в чисто гендерных исследованиях, в которых между женской и мужской доминантностью видится больше непримиримых различий, чем сходства. Патриция Дж. Томпсон в этом отношении выступала за сотрудничество, позволяющее в итоге преодолеть сложившиеся стереотипы традиционного феминизма.
Елена Владимировна (именно так во время посещений нашей страны она просила её называть) всем своим обликом, лицом, ростом, многими жестами, энергетикой личности была очень похожа на своего великого отца. И как свидетельствуют многочасовые беседы с ней во время её приездов в Россию, в её мироощущении постоянно присутствовал глубочайший интерес к жизни нашей страны.
Всем, кому довелось с ней общаться, навсегда запомнится её светлый образ.
Aлександр УШАКОВ, руководитель группы по изучению творчества В.В. Маяковского Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН