Иногда слышу от коллег некоторые сомнения, мол, сколько можно писать про Альгирдаса Палецкиса или Константина Никулина? Что толку? Пишем-пишем, а они по-прежнему сидят в литовских тюрьмах.
Да, бывший советский омоновец Никулин без реальных доказательств вины отбывает пожизненный срок. Скоро уже 17 лет, как он в застенках. Палецкису, общественному деятелю, публицисту, бывшему дипломату, вице-мэру Вильнюса в 2007–2008 годах, литовские власти долго-долго искали обвинение, придумали что-то несусветное – «за намерение шпионить» (ясно, в пользу России). Сначала отправили под домашний арест, потом за решётку на 6 лет. По сведениям от активистов созданной Палецкисом организации «Международный форум добрососедства» (ряд из них укрываются в Белоруссии, а с самим Альгирдасом связаться стало невозможно), против него возбуждено новое дело и оно как будто уже в суде. Дело рассматривается с подачи нынешнего министра обороны Литвы русофоба Касчюнаса (его можно без натяжки ставить и в ряд нацистов) о якобы нанесённом ему оскорблении. Альгирдас год назад сообщал друзьям, что ему хотят добавить минимум ещё два года к сроку. Видимо, этот момент близок. Не случайно Палецкису отказали в трёхдневном отпуске и переводе на «открытую» зону.
Константин Никулин, если судить по вестям, которые поступили на днях, старается держаться, и можно только восхищаться его стойкостью. К тому же, как мы писали, он теперь человек верующий, значит, духовных сил стало больше. Но движения к его освобождению не наблюдается. Депутат Госдумы РФ Мария Бутина, которая по мере сил участвует в судьбе узника, полагает, что Литва не договороспособна, так как свой суверенитет полностью сдала Соединённым Штатам. Это, конечно же, всем нам очевидно.
Ощутимо также нарастающее наступление на русскоязычных граждан стран Балтии, на всё русское, как и на всех, кто не поддерживает курс властей на очернение России. Нельзя не согласиться с тем, что заявил недавно исполнительный директор Фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, Александр Удальцов: «Непокладистых и непослушных в назидание другим депортируют, подвергают административному и уголовному преследованию, и процесс этот, к сожалению, набирает обороты».
По данным на февраль 2024 года, в Латвии сидят или преследуются более 30 человек, в Литве осуждены, находятся под следствием или в статусе беженцев более 15 человек, в Эстонии таких пятеро, но немало «инакомыслящих» просто депортированы.
В этой связи возникает вопрос, почему заморожен, как можно понять, процесс обмена отбывающего пожизненный срок Константина Никулина, ведь военные действия вокруг Украины могут дать немало «обменного материала»? Может, просто в Москве уже привыкли, что сидит себе Никулин и сидит? Как и Палецкис, хоть он и гражданин Литвы. И как остальные неправедно осуждённые. Реальные действия по их освобождению не заметны.