Игорь Англер
Родился в 1964 году в Омске. Окончил Ленинградский ордена «Знак Почёта» радиополитехникум и юридический факультет ЛГУ. Автор иронических рассказов, миниатюр, романов. Публиковался в альманахах Российского СП, сборнике «Дорогие мои старики», в журналах «Москва», «Невский альманах», «Аврора». Изданы сборники рассказов «Хроники весёлой пекарни» (озвучены в аудиоформате), «Раздолбаи успеха» и «Авантюристы» (озвучены в аудиоформате), криминальный роман «Слышащий Сердце», роман о принцессе Диане «Операция «ДИ-строфик». Член Союза писателей России и Российского союза писателей.
_____________________________
Как приходит весна в дом, построенный в зоне рискованного земледелия?
Явно не спеша и совершенно никуда не торопясь, по-женски то есть. Весна же. А ты ходишь, ходишь по квартире, слоняешься из угла в угол. Нет-нет, да не утерпишь – выглянешь в окошко: нет ли её, весны то есть. Но там никого, ни единой души. Только лежит чёрным окоченевшим трупом муха за стеклом, по которому дождевыми струями стекает твоя простуженная осенняя хандра.
И так изо дня в день с октября по март тёмно-серая рваная губка из непробиваемых облаков будет сочиться сначала холодными дождями, а потом из неё на мокрую землю повалят хлопья белого снега, который уже через минуту превратится в противную грязную кашу. Столбик термометра будет то падать к ночи до убийственных минус двадцати пяти, то отскакивать на следующее утро к гриппозным плюс трём по Цельсию. Атмосферный столб, словно невидимый Мефистофель, будет издеваться, то прибивая гипотоников и на время оживляя гипертоников, то наоборот, укладывая навзничь тех, что с повышенным давлением, и ненадолго воскрешая тех, что с пониженным. Это пришла лютая и бесконечная зима.
Зачем?
Сами спросите у Петра Первого, с какого такого геополитического феншуя он решил рубить окно в европейскую светлицу в дельте Невы на ладожском сквозняке? А пока в ожидании прихода царского духа на очередном спиритическом сеансе, на который так похожа вся эта питерская зимосень, приходится смотреть на закоченевшую за стеклом мушку.
Но вот наступает – только пока на календаре – и нет, не весна ещё, а просто первый, условно весенний месяц март. Робкие лучи давно забытого солнца будят муху за стеклом. И она, не веря своему счастью, начинает медленно ползать, простуженно жужжа и восстанавливая свои лётные навыки. И вам после почти полугода полной безнадёги от Росгидрометцентра эта проснувшаяся от спячки муха покажется родной и любимой, такой долгожданной предвестницей весны. И вы будете постоянно бегать к окну проведать, как себя чувствует эта лётчица, не доверяя прогнозам и сверяя по ней свой настенный календарь.
Так проводят шесть, а то и восемь месяцев в году большинство питерцев. Тимоха тоже, как и все, любил смотреть в окно и иногда даже осторожно стучал по стеклу, проверяя, не сдохла ли случайно вестница весны. А потом, уже в марте, беспокойно наблюдал, как она заново училась вставать на крыло. Но согласитесь, сложно не сойти с ума в такой убийственно монотонной череде ненастных будней, которую даже новогодние каникулы… Хотя как сказать.
Например, Тимохе, пушистому рыжему сибирскому коту, повезло, так как его хозяин Димка был заядлым рыбаком. И не только потому, что Тимоху регулярно баловали свежей пересортицей из рыбьей мелочи, но и потому, что в доме никогда не переводились опарыши, которые постоянно ухитрялись сбегать из пакетов и банок, прятаться в укромных уголках антресоли, на которой Димка хранил свои рыболовные причиндалы. Примерно через неделю из коконов вылуплялись, к великой радости рыжего, жирные чёрные мухи.
А как удобно была сделана хозяином книжная полка! Её верхний ряд был расположен как раз на уровне дверцы антресоли, из которой медленно выползали ещё не научившиеся летать мохнатые любимицы пушистого сибиряка, который уже давно их там поджидал.
– Клац-клац! Мяу!
И влажный шершавый язык, облизнув длинные усы и холодный нос, отправил очередную жертву в путешествие по пищевой цепочке. И снова…
– Клац-клац!
И опять… пауза, и…
– Мяу!
– Дима-а-а! Ты меня слышишь? Посмотри, что-то кот долго с полки не слезает. Убью, если твои чёртовы опарыши опять расползлись по квартире! Ну вот, я так и знала…
«Бац-бац! Шлёп-шлёп!»
Димка услышал, как из кухни донеслись знакомые звуки бившего по мухам, как зенитка, тапка жены.
– А ты окна почаще раскрывай! – ответил он.
«Шлёп-шлёп! Бац-бац!»
– Какие окна? Конец ноября!
И Димка начал лихорадочно вспоминать. По срокам всё сходилось точно: они с тестем вернулись с последней в сезоне рыбалки на Лемболовском озере как раз примерно неделю назад. Но он ясно помнил, что внимательно осмотрел все свои сумки и коробочки, чтобы, не дай бог, не случилось то, что, блин, всё-таки случилось. Дима забыл в нагрудном кармане опарышей, которых ему вернул на той рыбалке тесть вместе с пачкой сигарет. Он приставил стремянку и полез наверх. Так и есть: в пачке из-под сигарет валялась кучка тёмно-коричневых пустых коконов.
«Шлёп-шлёп! Бац-бац!» – зенитная батарея продолжала отражать авианалёт на кухню.
Теперь понятно, почему Тимоха уже несколько дней не покидал книжную полку под потолком, слезая с неё, чтобы лишь поесть и выпить, ну и ещё пару неотложных дел сделать.
– Ну, что же ты, Тимоша, лопухнулся так? Проворонил такой массированный вылет вражеской авиации. От пары мух мы бы отбрехались как-нибудь, а так… – расстроенный Димка долго не отрываясь смотрел коту в его зелёные глаза, которые тот и не подумал виновато отвести, но сощурил в злую щёлку, а потом и вовсе повернулся к хозяину… хвостом.
– Подумаешь! Сам будешь вставать на рыбалку по утрам! И тренировать твоих червей я больше не буду!
Это рыжий посмел напомнить хозяину, что его навозные черви тоже имеют склонность убегать из банки, и тогда…
И тогда, если беглецов первым обнаруживал кот (а это происходило почти всегда), на рыбалку вставала вся семья, и задолго до звонка будильника. Но сначала начинался цирк, где главный номер – это дрессированные удавы и питоны, навозные черви то есть, а руководитель и постановщик уникального шоу – конечно, сибиряк Тимоха, которому в белые ночи не спалось и которому так нравилось подышать на балконе прохладным воздухом. А с тех пор, как кот впервые обнаружил ползучий вонючий побег, он с нетерпением ждал наступления белых ночей, словно соскучившийся по питерской романтике турист.
Ещё бы! За червями так прикольно наблюдать. Они медленно ползают, то толстея, как карандаши, то растягиваясь в тонкие длинные ниточки, то сворачиваясь в причудливые кольца и завязываясь в узелки. Чем не цирк? Тимоха от развлекательного пассивного созерцания однажды перешёл к активному экспериментальному агностицизму. Это он догадался ткнуть лапой одного червячка и заметить, как он начинает живо танцевать. А если подсадить их на иглу, то есть выпустить острый коготь и вставить ему в одно место, чтобы привыкал, так сказать, к рыболовному крючку?!
Бешеный танец самозавязывающихся и развязывающихся червей завораживал и возбуждал рыжего кота, доводя того до полного экстаза. Он начинал кружиться вместе с червями, вставляя тем по ходу хоровода свои острые когти куда попало. Ну и сам влетал, потеряв всякую осторожность, не туда, куда надо, с грохотом роняя пустые банки, которые приготовила Ольга, жена Димки, под варенья и соленья. Так выглядел типовой, не ко времени ранний подъём на рыбалку.
Согласитесь, что так жить не скучно и весну с такими артистами подождать можно. Тем более что длинные новогодние и приделанные к ним ленивой волей уставших депутатов рождественские каникулы вместе с Днём защитника и 8 Марта способны скрасить ожидание весеннего равноденствия и первой рыбалки по чистой воде. Но иногда осенняя суета с опарышами возвращается неожиданным бумерангом.
В тот год последний рабочий день выпал на радость всей страны на тридцатое декабря. Димка повёз Ольгу и её подругу Светку в гипермаркет «Лента» затовариться на праздники, чтобы потом поставить свой «рено меган» в гараж и больше не беспокоиться за праздничное состояние души, которое круглосуточно в течение всей недели должно уверенно держаться на отметке ноль целых три десятых промилле.
И вот багажник «обрусевшего француза» забит пакетами с продуктами под завязку так, что его крышка выгнулась по силуэту палки докторской колбасы для салата оливье. Дима проверил, плотно ли закрылись двери за девушками, солидно, не суетясь, уселся за руль и повернул ключ в замке зажигания. Мотор завёлся с пол-оборота, и автомобиль, заурчав и выдав в воздух порцию CO2, встроился в очередь себе подобных на выезд из торгового центра. Почему вереница машин встала практически сразу, непонятно, но хвост с горящими красными стоп-огнями протянулся от магазина до самого Суздальского проспекта и не шевелился. Светка рассказала Ольге и Диме последние новости от свекрови из Бишкека. Потом друзья вместе пролистали новостные ленты в соцсетях. Позвонили всем родственникам и с огромным облегчением заранее поздравили их с наступающим Новым годом.
Так прошло два часа. Они не продвинулись ни на метр. Светка, покрутив перед собой телефон с эсэмэской от вечно занятого брата «Отвяжись, родная!», открыла вдруг дверь и вышла из машины. Дима и Оля с удивлением наблюдали в зеркала, как она открыла багажник и что-то достала из него. Через минуту Светка сидела снова в салоне, разрывая упаковку с пивом Lapin Kulta крепкой рождественской варки и расправляя на сиденье целлофановый пакет под ставриду горячего копчения. Дразнящий вкусный аромат повис в воздухе.
– Я хочу есть – и я буду есть! – безапелляционно заявила Светка. – Кто хочет, может присоединяться!
И она громко пшикнула пивной банкой, выпуская из неё праздничного джинна. За ней, оказалось, наблюдали в зеркала многие, которые тоже решили последовать её примеру. Так, за пивом и тем, что бог им послал в багажники, экипажи провели более четырёх часов в ожидании, пока очередь из автомобилей не начала потихоньку сдвигаться с мёртвой точки. Наконец поздним вечером Дима остановил свой «рено» у длинного и облупленного «корабля» и пригласил хмельных девчонок на выход.
– Опарыши забыты, да, Оля? – произнёс Дмитрий, обращаясь к жене с очевидным подтекстом.
– Проехали, мой любимый муженёк!
…Новогодние каникулы подходили к концу, и Дима, полностью уверенный в своём нулевом промилле, пошёл в гараж проверить автомобиль…
– Дорогая, ты, случайно, не знаешь, кого вы похоронили у меня под задним сиденьем? – набрал он через десять минут свой домашний номер.
– Свет, выгляни в окно… – Оля тут же перезвонила подруге.
– Ну, твой муж возвращается из гаража. Что тут такого?
– У тебя есть пять минут пододвинуть шкаф к входной двери!
– ???
– Он нашёл твой схрон в машине!
Вкусная копчёная ставридка под рождественскую Lapin Kulta всплыла в Светкиной памяти, как и её ароматные бронзовые шкурки с обглоданными косточками, которые она складывала в пакет, забытый в машине. Опарыши-то вылупились да и разлетелись в разные стороны, а вот крепко настоявшийся за новогодние праздники запах копчёной рыбы…
Скорей бы уже весна – и на рыбалку!