Всё подчинила себе тема специальной операции на Украине. Наблюдать за развитием событий большинство предпочитает по телевизору, однако многие (в том числе, конечно, журналисты) ищут свежую информацию в Сети. Источников очень много. Фейков ещё больше. Тем более злонамеренных. Ответственно рекомендовать можно только те источники, что заслуживают доверия.
Хотя в разгар информационной войны истины в последней инстанции ниоткуда ждать не приходится, а военные по понятным причинам ни о своих планах, ни о всех результатах боевых действий, ни тем более о потерях всей правды сообщать не будут. Так какие же источники рекомендовать?
Это телеграмм-каналы известных российских журналистов, работающих на радио и ТВ, которым вы доверяли и до операции. С учётом того, что даже те, кто не поддерживает политику России, вынуждены «следить за речью», так как распространение фейков наказуемо (уже некоторые СМИ получили предупреждения Роскомнадзора). Хочется, конечно, иметь какой-то независимый источник достоверной информации вне России, однако таких нет, все от кого-то или чего-то зависят. Но в первые дни и ночи (не знаю, что будет дальше) такую информацию я получал в телеграмм-канале у отрицательно относящегося к спецоперации и в то же время оппозиционно – к киевскому режиму Анатолия Шария. Он живёт вне Украины, но опирается на мощную корреспондентскую сеть внутри страны и Донбасса. Никакая информация не принимается на веру, пока не находится подтверждения от нескольких заслуживающих доверия источников.
Огромные изменения в развлекательном контенте нашего ТВ и всех электронных СМИ. Знаковой «санкцией» стало отлучение России от Евровидения. Это первая хорошая новость в сфере культуры с начала войны.
Также отчасти ввиду очевидной неуместности, отчасти ввиду политических заявлений российских «сородичей» Владимира Зеленского по шоу-бизнесу и телевизионному происхождению (Иван Ургант, Анастасия Ивлеева, Александр Гудков, Максим Галкин, не говоря уже о разнообразных дорнах, монеточках и моргенштернах) приостановлен выпуск «Вечернего Урганта». И многие другие развлекательные телепередачи отменены или будут переформатированы.
Из положительных моментов отмечу также то, что все информационно-политические телепередачи (они стали теперь значительно дольше) выходят ныне в прямом эфире. Серьёзная перестройка произошла и на радио, на всех каналах увеличились информационные выпуски. А из радиопередач, которые давно в эфире, рекомендую идущий по воскресеньям (с 11 до 13 часов) на канале «Говорит Москва» исторический цикл Леонида Володарского, о котором нам уже приходилось писать. Особенное внимание в нём уделяется российским и советским спецслужбам, разведке и контрразведке, героями передач были исключительно интересные фигуры: Артузов, Серебрянский, Эйтингон, Судоплатов и многие другие, в последнем выпуске – работавший на японском направлении Роман Ким. А не так давно подобная передача под названием «Агенты» появилась и на «Эхе Москвы», где ветеран КГБ Юрий Кобаладзе и историки спецслужб с большой симпатией рассказывают о выдающихся разведчиках-иностранцах, которые самоотверженно и бескорыстно работали на Советскую Россию.
О кинопоказе. Он тоже, видимо, претерпит существенную корректировку. И до спецоперации по демилитаризации и денацификации Украины чувствовалось, что наше телевидение не совпадает со временем. На Первом канале в День защитника Отечества довелось посмотреть «Сирийскую сонату» режиссёра Олега Погодина. Фильм о захвате в заложники сирийскими террористами российского оркестра и вызволения его нашими бравыми спецназовцами. Идея сценария (Илья Тилькин, Павел Косов, Сергей Востриков) очень хорошая: столкновение мелочной, пронизанной всеми современными пороками столичной богемы и страшной военной реальности. Только вот реальности не получилось. В Сирии по-прежнему неспокойно, и коллектив с проблемами (вплоть до зреющего бунта оркестрантов против дирижёра) туда никто бы не послал. Впрочем, ситуация с террористами и музыкантами (в фильме блестящий ансамбль актёров во главе с Владимиром Ильиным и Игорем Гординым) сыграна очень хорошо. Ненавидимая оркестрантами помощница дирижёра становится вдруг самоотверженной героиней. Совершая попытку спасения коллектива, она гибнет от рук террористов. И в этих сценах много страшной правды, но в сравнении с «оркестровой» военная линия с лихим спецназом, который как в компьютерной игре уничтожает «бармалеев» и с лёгкостью освобождает музыкантов, настолько несерьёзна и фальшива, что жаль усилий хороших артистов. Водевиль и трагедия в одном флаконе, но шутить со смертью нельзя. Неужели на канале не понимают, что такую профанацию серьёзной темы показывать бестактно, тем более в День защитника Отечества.
А рекомендовать я буду недавно вышедший на экраны боевик «Однажды в пустыне». Он тоже про события в Сирии. По жанру драма, даже трагедия, место действия – древняя прекрасная Пальмира, в центре – русский солдат, сапёр. В главной роли Александр Робак. В этом фильме он мне напомнил великого Бориса Андреева. Но в герое Робака есть много свойственного только его индивидуальности – мощно звучит лирическая тема, что придаёт образу теплоту и масштаб.
В одном из будущих номеров мы о нём обязательно подробно напишем, но уже сейчас рекомендую: смотрите «Однажды в пустыне».