Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 мая 2020 г.
  4. № 20 (6737) (20.05.2020)
Настоящее Прошлое Станционный смотритель

Опережая время

Борис Бещев – управленец-самородок

20 мая 2020

И дело даже не в том, что он был главным «долгожителем» из советских наркомов и министров, трудясь на своём беспокойном посту 28 лет и 7 месяцев (на два месяца меньше носил портфель министра иностранных дел Андрей Громыко). Главное, что Бещев был профессионалом высочайшей марки. Это признают даже радикальные противники советской системы, в условиях которой он работал…

Малая родина Бориса Павловича – самая что ни на есть исконная Россия, окрестности одного из самых древних наших городов, Ростова Великого. Его отец был рабочим-текстильщиком. С восьми лет будущий министр остался сиротой, воспитывался в семье старшего брата. В 1919 году они переехали в Поволжье, там, ещё подростком, Бещев работал на телеграфе. Его уже интересовала техника, интересовали железные дороги. Он мечтал работать именно там, где инженерная мысль сочетается с мужеством кочегаров и машинистов…

Революция, комсомольская работа, наконец, учёба в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта. Молодой инженер с красным дипломом начал работать на станции Ховрино главной в стране – Октябрьской – железной дороги. Самых инициативных работников тогда называли рационализаторами. Бещев быстро прославился актуальными и продуманными предложениями – как сократить время на формирование составов и ускорить пропуск вагонопотоков. На стол наркома ложилось немало подобных «трактатов», но, как правило, это были просто авантюрные попытки прославиться. А у Бещев а всё было основательно просчитано, это был настоящий образец инженерной мысли. Нарком дал такой вердикт: «Надо бы помочь развить талант и исследовательские задатки т. Бещева». Молодого инженера перевели в наркомат путей сообщения СССР.

Его направляли туда, где трудно, туда, где требовалось резко изменить отношение к делу. В 1937 году перед экономикой страны стояла важнейшая задача – увеличить пропускную мощь Орджоникидзевской железной дороги. На Кавказе наращивалась добыча нефти – и нужно было, во-первых, расширять строительство, а во-вторых – доставлять в центр бесценное горючее. Бещева перевели в Орджоникидзе, в Северную Осетию. Там он возглавил железную дорогу и быстро наладил работу. Он придавал большое значение строительству соединительных ветвей, «связок» между железнодорожными ветками. Нефть пошла в Центральную Россию в больших объёмах, чем ожидалось. Железная дорога не подвела. Первый орден Ленина стал достойной наградой за работу во главе этой стратегически важной железной дороги.

А потом началась война. В годы Великой Отечественной Бещеву неизменно поручали то, что казалось невыполнимым. В нём уже видели будущего наркома. А пока вкалывать приходилось не в кабинетах, а вблизи от линии фронта. В отличие от многих других руководителей такого ранга он почти ежедневно работал «в поле», на станциях и полустанках. Его голос звучал в эшелонах и в паровозных депо, подчас перекрывая шум немецких авианалётов. Рисковать жизнью приходилось ежедневно.

30-Эвакуация РИА 630232_preview_wm.jpg

Осень 1941 года. Эвакуация по железной дороге промышленного оборудования / РИА новости

Эвакуация предприятий на восток страны – под натиском немецкого наступления, под бомбами – это одно из величайших свершений первого года Великой Отечественной. Из железнодорожников руководил этой рискованной, но необходимой операцией именно он, Бещев.

Это был настоящий подвиг. В краткие сроки железнодорожникам удалось эвакуировать 2600 предприятий, 18 млн рабочих и членов их семей. Там им удалось наладить производство, которое создало решающий промышленный перевес Советского Союза над Германией.

С 1946 года Бещев – первый заместитель министра, а с 5 июня 1948 года – министр путей сообщения СССР, генерал-директор путей сообщения. Главной задачей в то время был капитальный ремонт пути, уничтоженного или повреждённого в годы войны.

А потом настало время новых, технически более сложных задач. Под руководством Бещева наши железные дороги перешли от паровозной тяги на тепловозную, а затем, в значительной степени, и на электрическую. Жизнь железнодорожников преобразилась. Вместо ручных стрелок на дорогах была внедрена диспетчерская электроцентрализация. Создан первый на железных дорогах информационно-вычислительный центр, внедрялись ЭВМ, значительно облегчившие диспетчерскую работу. Появились невиданные доселе спецвагоны – рефрижераторы, термосы, двухъярусные платформы для перевозок автотехники…

Можно долго перечислять достижения Бещевского времени. Грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе в те годы вырос в 8 раз, было построено более 40 тысяч километров пути. А сколько пришлось отремонтировать в послевоенные годы!

Настоящий руководитель должен смотреть в будущее. И среди планов Бещева уже в 1960-е было и строительство БАМа, и возведение заполярной ветки Транссиба. Многое удалось реализовать его преемникам.

Его увлечением, о котором знала вся страна, был футбол. Министр часто появлялся на трибунах, когда играла его любимая команда. В молодые годы он сам неплохо играл и страстно болел за родной «Локомотив», ставший в 1936 году первым обладателем Кубка СССР по футболу. Во второй раз железнодорожники добыли хрустальный Кубок, когда Бещев уже был министром – в 1957 году. В финале тогда удалось обыграть «Спартак» – команду, почти сплошь состоявшую из игроков сборной, олимпийских чемпионов Мельбурна. Стадион «Локомотив» в Черкизове во времена Бещева (как и в наше время) считался одним из лучших в стране. Большое внимание уделял министр и развитию базы «Локомотива» в подмосковной Баковке. Золотой дождь на игроков и тренеров команды не проливался, но внимание и поддержку министра они чувствовали всегда. И все сохрани ли о нём самые добрые воспоминания.

Масштабы сделанного в эпоху Бещева впечатляют и, наверное, будут впечатлять во все времена. Но дело даже не в статистике. Борис Павлович – один из немногих руководителей такого ранга, которых вспоминают добрым словом и через 43 года после отставки. Настала другая эпоха… Поменялось всё – и техника, и средства связи, и социальное устройство страны. Но отношение профессионалов к Бещеву осталось неизменным. О нём с уважением отзываются и ветераны отрасли, успевшие поработать «при Бещеве», хранящие тепло его руки; и те, кто пришёл на смену «старой гвардии». Подделать такое уважение невозможно. Министр Бещев заложил традиции, которые развиваются в наше время.

 


Бещев рис.jpg

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии железнодорожного транспорта, Бещеву Борису Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Среди других наград министра – 7 орденов Ленина, 2 ордена Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени, полученный в трудном 1942 году…

Тэги: Арсений Замостьянов Биография Личность
Обсудить в группе Telegram

Арсений Замостьянов

Родился в Москве, в семье инженеров. Окончил Ли... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цвет и тени Беллы Ахмадулиной

    12.07.2023
  • Кони были не стальные

    05.10.2022
  • Там, где рельсы уходят вдаль

    07.09.2022
  • Мечтая о скорости

    31.08.2022
  • От флота к железным дорогам

    24.08.2022
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Нельзя поклоняться дьяволу

    218 голосов
  • Свобода от затеянной печали

    170 голосов
  • Жгучее солнце шафрана

    153 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS