На вопросы «ЛГ» отвечает знаменитый московский строитель, депутат Госдумы РФ Владимир РЕСИН.
– Заканчивается 2014 год, запомнившийся празднованием 700-летия Сергия Радонежского. Вы в этом году стали полным кавалером ордена преподобного Сергия Радонежского, а кроме того, награждены патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского» за активную деятельность в рабочей группе, собранной при Президенте РФ для организации юбилейных торжеств.
– Для меня всё строительство религиозных объектов началось с Троице-Сергиевой лавры. Ещё в советское время, в 1987 году, когда я был начальником «Главмоспромстроя». В Троице-Сергиевой лавре тогда случился пожар. «Главмоспромстрой» был на правах союзного министерства, но принимать решения о работах, не связанных с бюджетом, я не мог. Поэтому по разрешению горкома партии и исполкома Моссовета мы взяли на себя восстановительные работы после пожара. Уже тогда в Москве по-доброму относились к церкви, старались во всём помочь. Тогда патриарх Пимен подарил мне первую в моей жизни Библию, храню её до сих пор. В этом году в Троице-Сергиевой лавре прошли большие восстановительные работы, на 21 объекте! Монастырь предстал полностью обновлённым.
– Всего в России в этом году велись работы почти на 50 объектах, связанных с именем преподобного Сергия. Москва как-то участвовала в этом?
– В Москве в этот юбилейный год был заложен храм в честь преподобного Сергия в Тушине, на улице Василия Петушкова (на снимке). Его строительство ведётся в рамках Программы строительства новых православных храмов Москвы и уже близится к завершению. Также в рамках этой программы в Москве, на Новочеркасском бульваре, появилась часовня в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей Сергия, – это единственная церковь в Москве, посвящённая этим святым. Широко отмечалось 700-летие Сергия Радонежского на Ходынке – там запланировано строительство большого храма в честь этого святого, а пока община уже не первый год собирается под открытым небом. К счастью, этой осенью на площадке открылся деревянный храм-часовня.
– Вы упомянули Программу строительства новых православных храмов Москвы, которая в этом году отметила своё 4-летие. Раньше она называлась «Программой-200»…
– В этом году в программе произошло историческое событие – она была расширена на новые территории Москвы. Более того, первый храм на новых территориях уже построен – это храм иконы Божией Матери «Всецарица» в Щербинке, на 500 прихожан. Ведутся работы ещё на 9 площадках новой Москвы. Но самое главное – было принято решение при планировке новых территорий закладывать участки под строительство культовых сооружений на стадии проектирования районов. И тут даже не принципиально, какой конфессии будет храм – важно, что под него заранее отведён участок. Это совершенно новый подход к комплексной застройке. Когда закладывалось большинство современных районов столицы, ещё в советские годы, о том, чтобы заложить место под храм, никто не думал и даже не мечтал. В 90-е годы, когда люди уже начали возвращаться к вере, к Церкви, думать о масштабном строительстве храмов тоже было сложно из-за экономической ситуации.
Сегодня очень многие люди приходят к вере, храм в шаговой доступности становится таким же социально значимым объектом, как школа, детский сад или поликлиника. И даже в непростой экономической ситуации люди сегодня охотно жертвуют на храм. Я часто езжу на объекты, общаюсь с москвичами и вижу огромный энтузиазм: прихожане не только жертвуют деньги на строительство, но и зачастую сами работают на стройке по выходным, помогают собственными руками. Пришло понимание того, что храм – это не только место для молитвы. Это социально-духовный центр, где люди находят поддержку и опору в наше непростое время. На новых территориях мы предотвратили градостроительную ошибку и стали отводить участки под храм на стадии проектирования.
Что же касается названия программы, то с присоединением новых территорий, где может быть возведено около 150 храмов, название «Программа-200» становится неактуальным. Но дело даже не в цифрах. Название должно отражать суть программы, а суть в том, чтобы строить столько храмов, столько нужно людям, будь то 100 или 500. Поэтому сейчас прорабатываются варианты нового названия, окончательный вариант выберут и утвердят на ближайшем заседании Попечительского совета, который возглавляют Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин. Кстати, если у вас есть свой интересный вариант названия – отправляйте его в Фонд поддержки строительства храмов.
– Возвращаясь к знаковым объектам. Какие события ждут нас в будущем году?
– Центральным событием в будущем году станет 1000-летие преставления святого князя Владимира. Для организации памятных мероприятий указом президента создана специальная рабочая группа, её возглавляет полпред президента в ЦФО Александр Дмитриевич Беглов, я тоже вхожу в её состав. На днях прошло очередное заседание группы. Собирались мы в историческом здании – Московском Епархиальном доме. Сейчас это здание, в котором располагается храм святого Владимира, реставрируется. Восстановление этого объекта, отнятого у церкви в 1920-е годы, – одно из центральных мероприятий, приуроченных к 1000-летию кончины великого князя. На сегодняшний день уже завершены общестроительные работы, восстановлена утраченная в 30-е годы колокольня, начата роспись внутренних стен храма и всего здания. В мае будущего года Епархиальный дом с храмом должен быть полностью сдан, включая роспись и комплектацию утварью.
И не могу не сказать несколько слов о ещё одном знаковом объекте – храме Преображения Господня на Преображенской площади. Этот храм восстанавливается по историческим чертежам на месте памятника XVIII века, взорванного в 1964 году. При храме создаётся воинский музей Преображенского полка, а вся территория вокруг храма оформляется как единый мемориальный комплекс. Работа также близится к концу – его открытие приурочено к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.