Школа № 2098, расположенная на севере российской столицы в районе под названием Западное Дегунино, заведение примечательное. Не только потому, что носит имя героя Советского Союза Л. Доватора. И не из-за того, что руководит ею депутат Мосгордумы Надежда Перфилова. Этот крупный многопрофильный образовательный центр – яркий пример школы нового типа, которая максимально активно внедряет в образовательный процесс предпрофессиональную подготовку своих учеников.
Учащиеся готовятся здесь по четырём профилям: технологическому, социально-
экономическому, гуманитарному и естественно-научному. Школа участвует в нескольких городских проектах – «Инженерный класс в московской школе» (три класса), «Медицинский класс в московской школе» (два класса), «Математическая вертикаль» (три класса), «Школа новых технологий», «Московская электронная школа», «Умная школа» Российского движения школьников». В 269 кружках, работающих в её стенах, занимаются не только «свои» ученики, но и из других школ микрорайона.
Наконец, здесь можно погрузиться в мир современной инженерии и высоких технологий по ключевым и весьма востребованным будущими работодателями направлениям. Дело в том, что в актовом зале заработал лабораторный комплекс «ИТ-полигон», состоящий из пяти функциональных зон – информационной безопасности, 3D-моделирования, робототехники, микроэлектроники и микропроцессорной техники, мастерской корпусных элементов и компонентов. К услугам детей компьютеры, робототехнические конструкторы, наборы для занятий по микроэлектронике и мехатронике, 3D-принтеры и станки с числовым программным управлением. Такое оборудование позволяет проводить обычные уроки, практикумы и занятия по основам электроники, программированию, мехатронике, мобильной робототехнике, 3D-моделированию, аддитивным технологиям, интернету вещей, администрированию локальных вычислительных сетей и обслуживанию серверов. Здесь также можно на--учиться создавать автономные роботизированные платформы, получить знания в сфере инженерного дизайна, архитектурного проектирования, технологий создания электронных устройств.
Одновременно на полигоне могут заниматься более 100 человек. Первую половину дня здесь заняты ученики 5–11-х классов, а во второй – наступает время кружков дополнительного образования.
– По сути дела, уже в первом классе ребята могут прий-ти, чтобы познакомиться с информатикой, позаниматься, почувствовать, что такое настоящие информационные технологии, пообщаться с преподавателями. Мы можем заразить ребят интересом к дополнительному образованию, – заявил мэр Москвы Сергей Собянин, осматривая ИТ-полигон. Кроме того, столичный градоначальник, обсуждая новые подходы в изучении информатики с представителями компаний сферы высоких технологий, ректорами российских вузов и директорами московских школ, выступил с инициативой открыть в школах столицы ИТ-классы:
– То, что мы собираемся сделать, – это шаг не только к созданию отдельных кластеров, но и вообще к развитию данной сферы, к подготовке ребят. Сейчас уже не осталось отраслей, где не применяются информационные технологии, начиная с ЖКХ, торговли, транспорта, заканчивая медициной, космическими технологиями. Это важнейшая и экономическая, и политическая, и образовательная программа. Надеюсь, что мы сможем её реализовать.
Уже 1 сентября нынешнего года 30 профессиональных ИТ-классов появятся в школах, отобранных на конкурсной основе. В них старшеклас-сники в течение двух лет смогут изучать информатику на профильном уровне, познакомятся с разработкой информационных систем, искусственным интеллектом, инструментами анализа социальных сетей, средствами защиты информационных комплексов, методами криптографии и другими направлениями. Главное, что в процессе обучения ребята сделают осознанный выбор профессии, получат качественные знания, которые позволят им поступить в лучшие профильные учебные заведения, а в перспективе – устроиться на работу в компании, являющиеся партнёрами этого проекта. Они, а также крупные вузы страны (в их числе Санкт-
Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Московский политехнический университет) к осени должны разработать для будущих профессиональных ИТ-классов специальные образовательные программы.
В планах проекта сделать программы обучения в ИТ-классах основой
для преподавания информатики в школах.
Предполагается ввести два уровня обучения – базовый
(пользовательский) и профессиональный. Преподаватели для каждого
из уровней также будут подбираться на конкурсной основе.
– Важно, чтобы ребята могли и учиться в школе, и бывать в университетах и в работающих компаниях, – отметил Сергей Собянин. – Тогда мы действительно обеспечим им хороший уровень образования для поступления в вуз, получения специальности. По сути, это предпрофессиональный уровень подготовки.
Сейчас ИТ-полигоны, аналогичные тому, что действует в школе № 2098, созданы ещё в восьми учебных заведениях столицы. Нет сомнений, что проект будет расти.
Сергей Колпакчи
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Исаак Калина, руководитель
Департамента
образования г. Москвы:
– Три года назад вместе с вузовскими коллегами мы начали проводить отбор среди учителей в форме олимпиады. Она называлась «Новый учитель для новой информатики». В первый год выявили несколько десятков преподавателей, соответствующих этим требованиям. Сделали им надбавку к заработной плате – около 30 тысяч рублей дополнительно к тому, что они в школе получают. В прошлом году число отобранных преподавателей выросло, а сейчас у нас уже около 500 заявок.