28 января состоялась юбилейная ХХ церемония закрытия фестиваля «Золотой орёл». Жаль, что из-за пандемической вспышки её пропустили многие именитые академики, а количество проплывающих на экране фото ушедших в прошлом году выдающихся кинематографистов было ужасающим. Сопровождаемая пением Александра Градского, уходила в вечность гордость отечественного кинематографа. Сумеет ли входящее в силу новое поколение быть на уровне свершений Василия Ланового, Нины Ургант, Владимира Меньшова, Сергея Соловьёва, Владимира Наумова, Нины Руслановой, Андрея Мягкова, Валерия Гаркалина и оставивших нас совсем недавно Леонида Куравлёва и Виктора Мережко?
Наибольшим количеством номинаций академики отметили ленту дебютанта Михаила Локшина «Серебряные коньки». Ведущий церемонии Алексей Агранович заметил, что начало ХХ века в России было многозначным. Это и расцвет науки – в фильме действует Дмитрий Менделеев, и поэзия Серебряного века, и революционное брожение. В фильме все летят на коньках по замёрзшим Неве, Фонтанке, каналам и площадям блистательного Санкт-Петербурга. И аристократы, и карманники, и полиция, и революционеры (они же карманники). Молодые герои напоминают «Генералов песчаных карьеров» в зимне-русском варианте. Когда мы писали об этой картине, то выражали опасение, что подобное эклектичное сочетание Маркса с эросом и банальным воровством не найдёт большой благодарной аудитории, но сборы этой праздничной ленты оказались такими, что продюсеры фильма остались довольны. «Серебряные коньки» получили «Орлов» за лучший фильм и лучший сценарий.
Лучшим режиссёром признан классик российского кино Глеб Анатольевич Панфилов за его версию рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Внутренний монолог, мысли, наблюдения и переживания одного зэка трудно переложить на язык кино, потому рассказ был существенно переработан, у Ивана Денисовича появилась героическая военная биография, драматизирован был и его лагерный образ. Филипп Янковский получил «Орла» за лучшую мужскую роль.
Награды за лучшую женскую роль удостоена Мария Аронова («Пара из будущего»). Мы об этом фильме, где партнёром Ароновой был сверхпопулярный ныне Сергей Бурунов, не писали. От него отталкивал шлейф похабнейших комедий (не хочется приводить их названий), в которых актёр снимался. В «Паре из будущего» Алексея Нужного ничего скабрёзного нет, но с начала почти до самого конца два человека (муж и жена, прожившие больше двадцати лет в браке) друг друга деятельно и люто ненавидят. И в 2040 году, в котором начинается фильм, и в 2020-м, куда они по фантастическим обстоятельствам попадают. В жизни каждой семьи с годами накапливается раздражение, но когда злоба вываливается на супругов в течение полутора часов в таком объёме, быстро устаёшь. Однако преданные поклонники Ароновой и Бурунова смотреть кино не бросили. Попав в прошлое, герои (и муж, и жена) хотят одного и того же: чтобы они («молодые») в 2020 году не поженились. Но они («старые») собачатся так яростно, что только мешают друг другу. Однако молодая их «итерация» (Денис Парамонов и Дарья Коныжева) так симпатична и трогательна, что начинаешь сочувствовать влюблённым и надеяться, что, может быть, и «старая» пара помирится – неужели всё выгорело дотла, а вдруг какая-то соломинка, за которую можно ухватиться, осталась? И в конце концов она находится, совершается долгожданное: ненависть раздавлена восставшей вдруг любовью. Герои возвращаются в свой 2040 год в прекрасную Россию будущего, примирившись и осознавая, что им надо быть вместе.
Лучшим сериалом признана «Седьмая симфония» Александра Котта, награждён также исполнитель главной мужской роли Алексей Гуськов. Об этом сериале мы писали, и если уж сравнивать двух главных героев: дирижёра, которого строго и аскетично сыграл Гуськов, или его врага, а потом ангела-хранителя из спецслужб, образ которого мощно и в то же время лирично воплотил Алексей Кравченко, то неизвестно, кого бы выбрали зрители.
Приз за лучшую женскую роль в сериалах получила Александра Урсуляк (в «Пингвинах моей мамы»). Об этом сериале мы тоже не писали. Смотреть его тяжело. Уже первая серия настраивала на мучительное переживание, которое явно будет усиливаться от серии к серии. Там все очень хорошие люди, но у мамы какая-то странная мания: несмотря на то что ни муж, ни сын этого не хотят, она всё более расширяет семью путём усыновления – причём сложных подростков. Новые люди приходят из сиротской жизни в их дом, и, наверное, им становится лучше, но «старые» страдают всё больше. И мама этого не замечает (потом выясняется, что она психически не совсем здорова). Наблюдать за всем этим, повторяю, тяжело. Александра Урсуляк блестяще справилась с ролью, вспоминалась другая её не совсем нормальная героиня – Салтычиха из сериала про Екатерину Великую.
«Огонь» (ещё один успешный фильм Алексея Нужного) отмечен лучшими ролями второго плана. «Орлов» заслужили Иван Янковский и Ирина Горбачёва.
Лучшим документальным фильмом признан «Бондарчук. Battle» Ильи Белова – снимала ленту та же творческая группа, что делала фильмы про писателей Иосифа Бродского и Сашу Соколова, о которых мы писали.
Произведение дорогое, стильное, так сказать, бизнес-класса. О Сергее Фёдоровиче в чудесных интерьерах очень интересно говорили замечательные кинематографисты из России: Ирина Скобцева, Людмила Савельева, Анастасия Вертинская, братья Михалковы, оператор Анатолий Петрицкий и Фёдор Бондарчук, а также иностранные кинематографисты и историки кино. Съёмки проводились в Москве, Риме, Лос-Анджелесе. Акцент был сделан на трёх фильмах Сергея Фёдоровича «Судьба человека», «Война и мир» и «Ватерлоо». Великий режиссёр в фильме предстал как непревзойдённый постановщик батальных сцен. Я надеялся, что как-то по-новому будет освещена творческая и человеческая драма последнего десятилетия Бондарчука, начиная с провала «Красных колоколов», но, к сожалению, о ней не было сказано ничего.
«Золотого орла» за вклад в киноискусство получил Сергей Каюмович Шакуров – единственная награда, которая была встречена единодушными аплодисментами. Тут нельзя не согласиться с решением академиков.