«Основано на реальных событиях», – с первых кадров заявили создатели четырёхсерийного фильма «Мамкина звёздочка» (режиссёр Александр Балахонов, сценарий Сергея Суржикова). Но от исторической реальности в сериале только Ф.И.О. Александра Петровича и то, что он, спасая сирот Полоцкого детского дома, сгорел заживо, а также то, что сообщили создатели бегущей строкой в конце фильма: «За беспримерный подвиг Александр Мамкин был представлен к званию Героя Советского Союза, но свою звезду так и не получил». Всё остальное – неправда, неуместная фантазия! Как говорят нынче – фейк!
О подвиге лётчика 105-го гвардейского отдельного ордена Александра Невского авиаполка ГВФ Александра Мамкина «ЛГ» писала неоднократно и каждый раз призывала исправить вопиющую историческую несправедливость – отметить единственный уникальный подвиг самопожертвования, вошедший в историю под названием «огненный рейс», Золотой Звездой! И как хотелось бы, чтобы сериал, посвящённый герою, всколыхнув общественное мнение, способствовал тому же. Однако…
Лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка ГВФ выполняли полёты к окружённым нашим частям, а с 1942-го к партизанам – на легкомоторных безоружных У-2 и Р-5. Везли туда, в спасительной тьме ночи, через светящуюся разрывами снарядов и лучами прожекторов линию фронта боеприпасы, медикаменты, газеты. Обратными рейсами вывозили раненых. Но в апреле 1944 г. полк получил растревожившее всех задание – вывезти 186 воспитанников Полоцкого детского дома, которых спасли от участи стать донорами для гитлеровских вояк и умереть партизаны отряда им. Щорса, назвав эту операцию «Звёздочка». Партизаны тайно вывели ребят из села, в котором квартировал фашистский гарнизон. Несли на руках, натянув им на озябшие ножки свои рукавицы, завернув их лёгкие тельца в свои телогрейки. Не успели откормить в отряде, как фашисты начали против партизан масштабную карательную акцию. Детей решено было вывозить авиацией на Большую землю срочно, несмотря на раскисающие от апрельского мокрого снега посадочные площадки. Задание поручили двум лётчикам полка – Дмитрию Кузнецову и Александру Мамкину, летавшим на Р-5 – они вместительнее У-2 вдвое.
В ночь с 11 на 12 апреля, как сообщает в донесении командир 1-й транспортно-бомбардировочной эскадрильи 105-го полка майор В.Г. Косяк, «гвардии лейтенант Мамкин, девятым рейсом вывозя очередную партию пассажиров, подвергся нападению истребителя, самолёт загорелся. Обгорая сам, лётчик пересёк линию фронта и пролетел в огне и чаду кабины 6 км по знакомому маршруту над частоколом леса – вслепую…» Как объяснял мне мой отец (командир 1-й партизанской эскадрильи), мастер ночных и слепых полётов Мамкин, зная скорость Р-5 (модели П-5) – 165 км в час и помня расстояние от линии фронта до ледяной глади озера Болныря – 6 км, превозмогая боль от жгущего тело огня, смог посадить горящую машину на краю озера. Василий Косяк заключает: «Какое мужество и силу воли имел лейтенант Мамкин! За гибель друга-героя лётчики поклялись отомстить врагу своей гвардейской боевой работой». Отомстили. Недаром полк награждён орденом Александра Невского, а участвуя в освобождении Литвы, получил наименование Паневежского.
К сожалению, истинная биография крестьянского парня Саши Мамкина не воодушевила кинотворцов на создание шедевра: школа в селе Репьёвка на Воронежчине, работа в колхозе, поступление в Орловский финансово-экономический техникум и бегство от перспективы бухгалтерской работы в Балашовскую школу пилотов гражданского воздушного флота…
«Смешным самолётиком» называет У-2, на который своей волей пересадили с Р-5 авторы фильма лейтенанта Мамкина, некая киношная девица. Авторам фильма кажется смешным полотняно-фанерный У-2, ибо не знают, что в «прейскуранте» гитлеровцев оценивался наш сбитый истребитель в тысячу марок, а У-2, летавший в их тыл, к партизанам, – в две тысячи. Потому и охотились за безоружными «рус-фанер» немецкие асы по всей линии фронта.
Не зная многого о той священной войне, авторы фильма придумывают драматическую версию: круглый сирота Мамкин мечтал стать истребителем. Воевал в Испании. Там, как уверяет выдуманный киношниками командир Василий Иванович, он так лихо «накуролесил» или «пошалил», как говорит о себе сам кинолётчик, пролетев в Барселоне под мостом, как Чкалов, что вернулся домой без наград. Но командиры наперебой восхваляют Мамкина как известного аса, хотя асом называли истребителей за сбитые 10 самолётов врага, за это же число побед они получали «золотую звёздочку». И фейковый Мамкин с нескрываемой завистью смотрит на такую «звёздочку» на груди какого-то пилота, имея на своей лишь гвардейский знак.
Однако реальный Александр Мамкин был награждён орденом Отечественной войны, медалью «Партизану Отечественной войны» и оружием – наганом с благодарственной надписью от партизан. 6 апреля 1944 г., как свидетельствует наградной лист, он представлен к ордену Красного Знамени – за 74 полёта в тыл врага. Через пять дней совершил свой подвиг и 17 апреля скончался от несовместимых с жизнью ожогов. Но приказ о присвоении ордена, поступивший в полк через неделю после похорон, сочли посмертным – за подвиг. Потому, когда штаб полка (с опозданием!) 28 июня 1944 г. отправил представление на звание Героя Советского Союза, вероятно, из штаба авиации дальнего действия, куда входили авиаполки ГВФ, летавшие в тыл врага, пришёл ответ безнадёжный: «Дважды за один подвиг не награждают».
Но командование полка знало о представлении к ордену при жизни! Почему не подали «представление на Героя» вторично, почему не прояснили ситуацию? Помню ответ комполка Е.Т. Клуссона на встрече полка в большом застолье, под хмельком: «У меня в полку много орлов было, потому мне, как их командиру, должны были дать «звёздочку» первому, а уж потом – остальным». Слаб человек. Не все сильны духом и телом, как Мамкин.
Но отказы на множество ходатайств с просьбой признать героя Героем от однополчан, спасённых детей, земляков, а недавно от губернатора Воронежской области, депутатов Госдумы порождают множество слухов. То в Союзе писателей услышала, что Мамкину «не дают Героя», потому что «всё-таки у него кто-то в самолёте сгорел», хотя фамилии всех 10 «детей Мамкина», как себя называли спасённые сироты, известны. Ходили слухи и о репрессиях в семье Мамкиных, и это неправда! Вот и фильм с каламбурным названием «Мамкина звёздочка» показался некоторым моим друзьям диверсией, продолжающей глумление недавних лет над нашими героями – Матросовым, Космодемьянской, молодогвардейцами…
Киношный Мамкин, каким-то чудом вдруг переведённый в полк истребителей, не может забыть, что обещал детдомовцу Саше, своему тёзке, вывезти его на Большую землю. Прибывает вроде в свой бывший полк и узнаёт, что операция «Звёздочка» свёрнута из-за раскисшего аэродрома и предположения, что, наверное, погибли уже и партизаны, и дети, т.е. облыжно обвиняется генерал Баграмян, который только и мог свернуть. Да и лететь в тыл за детьми, как вздыхают выдуманные командиры, без аса Саши просто некому! От «безысходности» и отчаянной отваги киношный Мамкин угоняет У-2 со стоянки, обучает неумех-партизан, как устроить взлётную полосу на болоте – наложив настил, гать…
Из множества других нелепых и порочащих лётчика-героя эпизодов его биографии два особо кощунственны. Мать реального Мамкина Секлетея Тимофеевна, оставшись вдовой после смерти мужа от тифа, растила одна трёх сыновей и дочь. А мать киношного Мамкина сожгли заживо вместе с избой не то кулаки, не то комиссары в 1920-е годы. И несколько раз в фильме киношного Мамкина (и нас вместе с ним) ужасает видение горящей матери в проёме окна… Нас будто готовят к «огненному рейсу», но очень странно – от противного. Придуманный Мамкин признаётся: «Я очень боюсь огня. Когда вижу пламя – вхожу в ступор». Это деревенский-то мальчик, с детства умеющий разжигать русскую печь, сидевший у костра в ночном, а на войне, будучи мастером ночных и слепых полётов, садившийся в тылу на разожжённые условным знаком партизанские костры? В детском доме ему, по фильму – круглому сироте, зовущему во сне мамку, дали эту фамилию. Ну каково эту ахинею видеть племяннику лётчика Мамкина Басову Анатолию Петровичу, капитану 1-го ранга в отставке, и двум его сыновьям?
Второе безобразное кощунство – роман киношного Мамкина с придуманной лётчицей Верой из полка «ночных ведьм» Евдокии Бершанской. Комэска Веру авторы заставляют сделать аборт от аса у какой-то повитухи, похожей на Бабу-ягу. На самом деле Саша в кармане гимнастёрки носил фотографию красивой девушки со светлыми косами, но о своей личной жизни в полку не распространялся.
Предвижу, что кто-то из зрителей фильма скажет, мол, авторы имеют право на вымысел, снимая художественное кино. Только представьте, если о вас или вашей матери или отце лихие ребята сочинят оскорбляющую биографию? Представьте и нынешнего молодого зрителя, который, посмотрев фильм, будет уверен, что знает теперь всё, и другим будет рассказывать про перипетии судьбы Мамкина! Борис Полевой гораздо бережнее отнёсся к боевой биографии лётчика Маресьева, но и то изменил ему фамилию на Мересьев…
К сожалению, не признаёт никаких этических норм нынешний «синематограф». Так иронично почему-то называют в фильме смелую женщину-кинооператора Марию Сухову. Это она, оказавшись в командировке у партизан, сняла последние минуты жизни на земле Александра Мамкина, а вскоре и сама погибла. Но сохранились те кадры с партизанской площадки – плечистый лётчик в комбинезоне и шлеме с очками из плексигласа надо лбом, стоя на крыле, усаживает в кабину детей, говорит что-то ободряющее, наверное, просит не бояться. Он знает, что довезёт их до своих, что бы ни случилось… И это – реальное историческое событие. О нём обычно рассказывают на ТВ в Международный день защиты детей 1 июня.
Людмила Жукова,
дочь ветерана 105-го авиаполка ГВФ