В последние годы это явление стремительно набирало силу: выдумки и откровенная фальсификация фактов о ленинградской блокаде, о Великой Отечественной войне, о нашем великом городе-герое Ленинграде – Санкт-Петербурге, байки, не имеющие никакого отношения к исторической науке и реальным фактам. Книги, фильмы, статьи и просто интернет-бормотанье на тему «а вот одна бабушка рассказывала» привели к существованию второй и даже третьей «художественной» реальности на блокадную тему. Достаточно вспомнить фильмы «Ладога», «Ленинград», «Дылда», «Праздник» и др., в которых догадки и выдумки сценаристов представлены как факты и, к сожалению, таковыми восприняты зрителями, в первую очередь молодыми!..
Тема ленинградской блокады становится объектом художественных спекуляций. Как, например, с отравленными мандаринами в фильме «Ладога», которые якобы германское командование пыталось ввезти в блокированный город, чтобы уморить школьников на скупых новогодних ёлках 1942 года. Других забот у германского командования под Ленинградом, кроме как придумывать морозостойкий яд, обрызгивать им щелястые ящики с мандаринами и следить, чтобы груз попал строго по назначению, не было! Развесистая клюква! Но она живёт на наших экранах – и об отравленных мандаринах для пионеров Ленинграда говорят уже как об известном факте, на него ссылаются во время экскурсий и в частных разговорах.
Устоялась вздорная, либеральная модель освещения ленинградской блокады, в которой особенно достаётся астматику А. Жданову. Мол, этот сатрап и трус, лежавший в бункере в обнимку с бутылкой коньяка, ел ананасы, икру и лишь изредка поднимался с мягкой кровати, чтобы по совету врачей стряхнуть жирок на подземном теннисном корте, навестить персональную корову, пасущуюся на заднем дворе Смольного, попить парного молочка и расстрелять тройку поваров, подавших к обеду остывшие пирожки. Ещё он готовился в случае захвата города драпануть на самолёте-этажерке с Дворцовой площади, для чего должны были уронить Александрийский столп в специально вырытую канавку и спилить деревья в саду возле Адмиралтейства. Чушь? Чушь! Миф и сплетня о человеке, десяток лет возглавлявшем наш город! Но доходчиво и забавно! (Вспоминаются хохмаческие анекдоты о блокадниках, недолго ходившие по городу в середине 60 х, – они опошляли голодное время и вызывали отторжение у большинства ленинградцев.)
Да, именно так – вместо серьёзного изучения темы предлагаются мифы и умопомрачительные цифры, о которых когда-то Фёдор Достоевский в своём эссе «Нечто о вранье» выразился в том смысле, что русский человек врёт не для выгоды, а с единственной целью – безобидно поразить собеседника! Но психологи утверждают: некоторые «мифы» вовсе не безобидны, они способны сломить национальный дух, заставить не гордиться делами предков, а стыдиться их…
Выступления мифотворцев и баечников с «сенсационными открытиями» напоминают мне глумливое приплясывание парубков-отморозков в шароварах и вышиванках вокруг очередного сваленного русского памятника советского периода. В ход идут взятые с потолка или почерпнутые в курилках домыслы, вроде блокадного марша крыс по Невскому проспекту, которым грозное войско Микки-Мауса решило показать беспомощной власти, кто теперь в городе хозяин. Или поджог Бадаевских складов ленинградскими милиционерами в синих гимнастёрках. Или вообще отсутствие блокады как таковой по причине налаженной «Дороги жизни» и авиационного сообщения. В Сети гуляют рассуждения, что танков, которые выпустил в блокадное время Кировский завод, вполне могло хватить, чтобы могучим клином прорвать блокаду, взять в течение пяти дней Берлин и остановиться перед бункером Гитлера. А почему же, дескать, не захотели прорывать оборону? А вот потому, что оканчивается на «у»… Вспоминаются присказки: «Неучу всё представляется возможным» и «Один дурак может столько вопросов задать, что и сто профессоров не ответят»! Или сериал «Банда «ЗИГ ЗАГ», недавно показанный на канале РЕН ТВ: в нём банальная уголовная шайка, отоваривавшая поддельные продуктовые карточки, возведена в ранг организованной группы абвера, руководимой из Берлина и призванной обречь ленинградцев на гибель.
Предпосылки к превращению героически-трагической страницы нашей истории в сборник анекдотов и комиксов для слабоумных – увы! – существуют.
В чём опасность легенд, мифов и сплетен на исторические темы? Для молодого человека запомнить несколько ярких или парадоксальных мифов о блокаде значительно легче, чем постичь весь ужас и величие фактов, изложенных, скажем, в «Блокадной книге» Д. Гранина и А. Адамовича. Подростки быстрее запоминают не факты, услышанные во время экскурсий, а байки-анекдоты в форме простого предложения.
И что особенно удивительно и горько – книги, содержащие вымыслы и фальсификацию блокадных фактов, продаются в лучших книжных магазинах города и зачастую издаются на государственные гранты. Происходит двойной обман общества: если в Доме книги или Лавке писателей продают ЭТО, значит, так всё и было! Не может же город встречать гостей фальсификатами о своей истории!
Увы! – может! При отсутствии фактологической цензуры допустимо выдумывать и печатать что угодно…
Есть и юридически-правовой аспект проблемы. Факт блокады Ленинграда внесён в приговор главным военным преступникам на Нюрнбергском процессе. Это означает, что отрицание факта блокады или заведомо ложное искажение исторических сведений о блокаде подпадает под ст. 354.1 УК РФ о фальсификации истории и является уголовно наказуемым преступлением.
Для многих ленинградцев-петербуржцев защита горькой памяти о блокаде – это ещё и дело личное, семейное. Уходят блокадники, но остаются их дети, внуки, правнуки – это они в памятные блокадные дни выстраиваются скорбной цепочкой на Невском проспекте с горящими свечками, лампадами и телефонами. И молодёжи не всё равно, как воспринимает мир трагедию, постигшую их предков.
Что же делать?
В преддверии 83 й годовщины начала блокады родилась инициатива – учредить ассоциацию «Комитет сохранения памяти блокадного Ленинграда», чтобы объединить силы историков, публицистов, журналистов, писательского сообщества, членов ветеранских организаций, родственников и потомков жителей блокадного Ленинграда и всех, кому дорога память о блокаде. Как будет записано в уставе ассоциации, объединение произойдёт «с целью формирования общероссийской исторической памяти об обороне и блокаде Ленинграда на основе объективного изучения, освещения и популяризации подвига жителей блокадного Ленинграда, сохранения памяти о них, а также сохранения объектов культурного наследия и противодействия искажениям исторических фактов о блокаде».
Санкт-Петербургу есть на что опереться в противодействии фальсификации истории. В городе-герое работает единственный в мире Музей обороны и блокады Ленинграда, в нём недавно создано новое исследовательское подразделение – «Институт истории и обороны блокады Ленинграда», возглавляемое доктором исторических наук Н. Ломагиным. Есть Санкт-Петербургский институт истории РАН, успешно работают общественные музеи при школах и иных учебных заведениях, памятники и мемориальные доски городского пространства строго свидетельствуют о наиболее значительных событиях тяжелейшего времени. Существует целый блок документальных фильмов о блокаде, созданных в разные годы на основе кинохроники.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в своём выступлении на заседании оргкомитета «Победа» признал, что попытки искажения исторической правды не прекращаются, и призвал бороться с искажением истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.
Учредители Комитета уверены: вместе мы защитим память предков, память о том, чего забывать и над чем насмехаться нельзя!