Михаил Визель. Создатель. Жизнь и приключения Антона Носика, отца Рунета, трикстера, блогера и первопроходца, с описанием трёх эпох Интернета в России. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2023. – 490 с. – (Независимый текст).
Несколько претенциозное изречение о том, что «из интернета ничего удалить нельзя», по мере погружения в книгу приходит на ум всё чаще. Одновременно и символично и иронично, если учесть, что русскоязычный сегмент интернета стал таким, каким мы его знаем, во многом благодаря Антону Носику. И пока герой книги, подобно пауку, ткал свою часть Всемирной паутины, он достаточно основательно «влип» в неё сам: читатель познакомится и с его подчас спорными высказываниями, и с противоречиями самому себе, и даже с содержанием «подзамочных» постов из «Живого журнала»...
О том, что Михаила Визеля и Антона Носика связывали дружеские – во всяком случае, довольно близкие – отношения читатель узнает ещё из пролога. С одной стороны, это позволяет рассчитывать на действительно живое изображение героя, а с другой – не может не ставить вопрос об объективности такого изображения. Стоит признать, что Михаил Визель не раз ловит Носика на «даче ложных показаний», но делает это так, что давать оценку действиям героя совсем не хочется. Не зря в названии упомянуто слово «трикстер»: «До самого конца его привлекало и заводило только то, чего ещё нет, то, про что все говорят «это нельзя». В книге Носик и впрямь предстает таковым: одарённым почти сверх меры, обаятельным баламутом. Действительно ли на фоне одной резонансной статьи об ипотеке Носик под другим именем написал другую, в которой высказал прямо противоположное мнение? По большому счёту это неважно. Важно то, что читателю легко в это поверить.
Во многом своей убедительностью книга обязана структуре. «Создатель...» – это повествование, которое строится вокруг впечатляющего архива свидетельств: воспоминаний, фрагментов интервью и текстов, газетных статей и – в первую очередь – интернет-постов. Историю Антона Носика и – как заявлено в аннотации – «трёх эпох Интернета» рассказывают читателю десятки людей (в конце книги – многостраничный указатель имён). Осмысление событий, в которых принял участие Антон Носик, как и времени, в которое ему выпало творить и созидать, ещё долго будет представлять собой болезненный процесс. Это и не то «лихие», не то «святые» девяностые, и «большие деньги» нулевых, и, конечно, рождение и экспоненциальный рост медийных магнатов. Ведущая партия в многоголосом хоре свидетелей отдана окружению Носика – людям, которые с ним работали, вращались в одних кругах, дружили и, да, разделяли общие взгляды.
Заканчивать хорошие книги всегда немного грустно, а хорошие биографии – грустно вдвойне: конец заранее известен и обиден. Вместо этого хочется задержаться подольше где-нибудь в середине повествования и провести ещё немного времени с экстраординарным и невероятно обаятельным человеком по имени Антон Носик. Не каждому повезёт прожить жизнь настолько остросюжетную, что её можно будет описать словами: «Обратить тенденцию вспять не удалось. Так что её пришлось возглавить» – именно так завершается одна из глав книги, предшествующая рассказу о создании хорошо знакомой каждому из нас «Газеты.ru».
София Шпитонкова