Этот обрусевший француз полтора десятилетия возглавлял Министерство путей сообщения и оказал сильнейшее влияние на развитие железных дорог в России.
Его прапрадед Пьер-Венсан Посьет де Россье прибыл в Россию по приглашению императора Петра Великого – разводить виноград под Астраханью, а отец окончил Морской корпус и дослужился до высокого чина командира финского флотского экипажа. Константин Посьет решил пойти по стопам отца. Он окончил Морской кадетский корпус и, будучи молодым офицером, принимал участие в дальних плаваниях. В 1847 году свет увидела его книга «Артиллерийское учение», получившая широкое признание на флоте. В знаменитом походе в Японию на фрегате «Паллада» он был правой рукой адмирала Евфимия Путятина, там же подружился с писателем Иваном Гончаровым. В круг своих близких сотрудников Посьета ввёл сам император Александр II, присвоивший ему высокое звание вице-адмирала. Константин Николаевич стал играть заметную роль при дворе. Ко всему прочему он являлся попечителем юного гардемарина – великого князя Алексея Александровича. Словом, в царском окружении к Посьету относились почтительно.
В 1874 году военный сановник назначается министром путей сообщения. Многих это сперва удивило. Но люди, тонко понимавшие политику императора, знали: Александр II придаёт важное значение развитию железнодорожной инфраструктуры и хочет видеть во главе отрасли человека, которого хорошо знает, которому доверяет. Посьет ввёл в обиход своего ведомства дисциплину, приближенную к военной. При всём этом Константин Николаевич был вдумчивым и выдержанным человеком, уважавшим научное знание и новые технологии. Современники отмечали, что новый министр долгое время скучал по морю, по настоящим долгим плаваниям, хотя министерство, конечно, занималось (кстати, весьма успешно!) и речным, и морским транспортом.
Курско-Харьковская железная дорога, вид около станции Славянск
Тем не менее львиную долю своего времени Посьет стал отдавать развитию железных дорог. 3а время его деятельности на министерском посту (1874–1888) в Российской империи ввели в эксплуатацию 13 тысяч километров новых линий. Среднегодовой темп строительства инфраструктуры повысился в два раза. Стальные магистрали пришли на южные рубежи страны, к Чёрному морю, – и не только. В эти годы были проложены трассы Лозовая – Севастополь, Ростов – Владикавказ, Баку – Тифлис – Батум, Вильно – Ровно – Брянск. География российских железных дорог в те годы заметно расширилась, обеспечивая рост промышленности и оперативность аграрных поставок.
Посьет также учредил флаг Министерства путей сообщения. Во многом именно стараниями министра был разработан и принят первый Общий устав российских железных дорог – в 1885-м. Здесь, безусловно, сыграла свою роль военно-морская выучка Посьета – как же без устава? Во время инспекций железных дорог он неизменно уделял внимание проверке чистоты на станциях, в том числе в отхожих местах, – тоже флотское воспитание! Граф Сергей Витте вспоминал об этом с иронией. Но разве чистота и гигиена не важны на железной дороге? Наконец, Посьет прилагал массу усилий для строительства новых станций и – что наиболее важно – открытия профильных учебных заведений. «Россия с её разнообразными путями, водными и железнодорожными, представляется беспредельным океаном, и если мне удалось что-нибудь сделать для путей этого океана, то этим я обязан тем началам, которые воспринял воспитанием службою во флоте и которые научился применять везде», – говорил министр.
При Посьете развернулось строительство головного участка Сибирской магистрали – Самаро-3латоустовской дороги протяжённостью 990 вёрст, которая была доведена в 1892 году до Челябинска. Стала очевидна необходимость строительства Транссиба. Константин Николаевич гордился, что на сибирской трассе «от костыля до паровоза всё изготовлено в России, из русских материалов».
Посьет был противником ставки на импорт. Он понимал, что развивать промышленность одними директивами, без материальной заинтересованности инженеров и рабочих невозможно. Вот красноречивый пример: министр добился «попудной премии» для отечественных производителей железнодорожных рельсов. Естественно, что производство в этой сфере достаточно быстро выросло. При нём началось и бурное развитие вагоностроительной промышленности, Россия стала производить современные локомотивы. Импортозамещением русский француз и его коллеги занимались весьма успешно. Посьет относился к сторонникам государственных железных дорог. Игры с концессиями он считал вредными и во многом коррупционными, поэтому как мог противился акционированию во вверенной ему отрасли.
Ещё один штрих к портрету министра: будучи кавалером почти всех российских и многих иностранных орденов, он постоянно носил только скромный знак об окончании Морского корпуса. Посьет почти не бывал в отпуске, редко отлучался от службы больше чем на 2–3 дня.
Его карьеру оборвал несчастный случай. 17 октября 1888 года возле станции Борки потерпел крушение царский поезд, который министр лично сопровождал. Погибло 19 человек, многие получили ранения. Чудом остались живы император Александр III и представители царской семьи, натерпевшиеся страху. Следствие исключило возможность террористического акта. Причина катастрофы оказалась проста: поезд двигался слишком быстро, да ещё и с перегруженными вагонами. Говорили и о плохом состоянии пути. Кстати, беда случилась на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, которая была акционирована, вопреки позиции Посьета. Министр утверждал, что на государственной дороге такого произойти не могло. Но и он сам не избежал обвинений – прежде всего в том, что разрешил машинистам двигаться со столь высокой скоростью. Не дожидаясь окончания следствия, Посьет подал в отставку, и Александр III не без колебаний, но принял её. Считается, что, если бы не тот трагический эпизод, Константин Николаевич ещё долго возглавлял бы министерство: император знал его с детства и считал человеком незаменимым. Собственно, тот факт, что Посьет, уйдя в отставку, остался членом Государственного совета, тоже говорит о многом.
Катастрофа царского поезда близ станции Борки
Фото: ИТАР-ТАСС
Посьет возглавлял министерство 14 лет – и они не пропали даром. Этого государственного деятеля не стали вычёркивать из российской истории, в честь отставного министра назвали залив и посёлок на Дальнем Востоке, а также станцию Дальневосточной железной дороги. Профессионалы вспоминали о нём с уважением: настоящий военный моряк и настоящий железнодорожник. Таким останется в памяти этот путешественник, исследователь и политик. Кстати, по завещанию Посьета, его библиотека (более 20 тысяч томов) пополнила книжное собрание Петербургского университета путей сообщения.
Арсений Замостьянов,
заместитель главного редактора журнала «Историк»