В будущем жизнь с чистого листа, то есть с нового профиля в соцсети, невозможна из-за закона о фейках. Брак расторгнуть можно, но заоблачно дорого, а насильник работает в службе защиты женщин. Новый фильм Алексея Нужного показывает кризис супружеских взаимоотношений. Героям выпадает шанс изменить своё прошлое при помощи путешествий во времени, а нам с вами увидеть Россию 2040 года.
Картина считается комедийной, но смеяться сложно, ведь все персонажи находятся в зависимых друг от друга и оттого несчастливых отношениях. Есть герои юные, есть те же герои, но на двадцать лет старше, а вот самостоятельных нет. От этого диалоги, остроумно прописанные и круто разыгранные, становятся пинг-понгом из претензий и оскорблений. Герои пытаются продавить друг друга неосознанно, но от этого ещё печальнее наблюдать за их бесконечной погоней за счастьем, которая на деле оказывается перекладывание ответственности за свою жизнь на другого. Рефреном звучат подобные фразы: «что ты со мной сделала», «посмотри, во что ты меня превратил», «да я всю жизнь на тебя потратил». В противовес этому у молодых героев зловещее «у нас всё будет по-другому». То есть у них всё будет не так... как у них. Причём герои из будущего довольно быстро верят в то, что видят перед собой себя через 20 лет, но долгое время избегают разговора с самими собой.
Абсурд ситуации очевиден, но сомнений в правдоподобности не возникает, иногда даже чувствуешь себя туго соображающим школьником, который вдруг прозрел и кричит учителю: «Да понял я, понял!»
Бурунов играет не столько персонаж, сколько саму неуклюжесть и раздражённость, наблюдать за ним, как и за вообще всеми актёрами, легко и здорово. Но только если забыть, что все эти сценки должны сложиться в фильм и представлять собой некое высказывание, с этим у «Пары из будущего» есть проблемы.
Большинство фильмов, особенно если говорить о тех, которые называются зрительскими, сняты про отношения между мужчиной и женщиной. Это тема больная и важная, и фильм Алексея Нужного находит к ней новый подход. И куда же он нас приводит?
Обратимся к сюжету: Женя и Саша (Сергей Бурунов и Мария Аронова) – пара, остро нуждающаяся в разводе, попадает в прошлое, как раз в тот день, когда Женя (Денис Парамонов) делает предложение Саше (Дарье Коныжевой). На просьбу остановиться и разобраться в своих чувствах герой не даёт своей возлюбленной даже закончить фразу, из-за чего сцена долгожданного (главным героем, но не его избранницей) предложения воспринимается как тяжёлое эмоциональное давление и вызывает не умиление, а тошноту. Из диалога между старшими и младшими Женями и Сашами мы узнаём, в каком месте молодые люди друг друга обманывали. В итоге герои расстаются, кольцо возвращается, но даже оно больше не в зловещей шкатулке (если авторы не закладывали здесь метафору заточения, а судя по концовке – нет, то непонятно, зачем они вообще использовали именно эту музыку и именно этот жест с коробочкой). Не успев вздохнуть с облегчением, я обнаруживаю, что фильм на этом не заканчивается, значит, хеппи-энд в виде воссоединения неизбежен. А так было бы хорошо: вернула кольцо – и титры. Или вернула кольцо, старшие герои вернулись в будущее и обнаружили, что проблема не в том, кто рядом, а в том, как они относятся к себе и окружающим. Мечтать не вредно.
В последние двадцать минут, как это часто бывает в кино, все проблемы рассасываются сами собой, любовь, которую бесконечно вспоминали, настигает старших героев. Записывайте рецепт: нужно признать, что мы всё потеряли. После этого герои не разлепляются, то есть не берут каждый ответственность за свою жизнь, а один теперь отвечает за другого, за то, что у другого жизнь не удалась. Перекос происходит в обратную сторону. Шило на мыло. Но все счастливы, ведь найдена новая причина не жить свою жизнь – нужны дети, нужно делать новых несамодостаточных людей, которые сначала будут винить других в своём несчастье, а потом себя в несчастье других.
Дарья Латуньева