На линии фронта. Военкоры и писатели рассказывают… / Сост. Д. Силкан. – М.: Вече, 2023. – 304 с. – (Библиотека Донбасса).
Читать эту книгу страшно и радостно одновременно. Страшно, потому что никто не напишет о происходящем «за ленточкой» так же честно и прямо, как очевидцы, а узнавать жестокую правду и испытывать сильные переживания, которые, безусловно, вызывает эта проза, не всегда бывает приятно. Радостно – оттого что к годовщине специальной военной операции был выпущен сборник «На линии фронта. Военкоры и писатели рассказывают…». Он, по словам председателя Союза писателей России Николая Иванова, предисловием которого открывается книга, «мгновенно становится на правый фланг книжной серии о событиях сегодняшнего дня». «По таким книгам будут изучать дыхание истории, улавливать пульс времени», – убеждён Николай Иванов.
В сборник вошли произведения военкоров, репортёров и писателей, побывавших «за ленточкой». Эти тексты вряд ли можно отнести к журналистике в классическом понимании, они, скорее, художественные и даже философские. И, может быть, именно поэтому подлинная правда, прожитая и переосмысленная, ощущается здесь особенно остро.
Книга имеет трёхчастную структуру. В первом разделе читатель обнаружит произведения военкоров. Это Семён Пегов, Кристина Мельникова, Дмитрий Стешин, Анна Долгарева, Александр Коц, Дмитрий Павленко, Геннадий Алёхин, Сергей Бережной. Второй раздел – «Писатели, побывавшие «за ленточкой», среди авторов – Николай Иванов, Алексей Шорохов, Валерий Киселёв, Сергей Котькало, Наталья Макеева, Александр Пересвет, Алексей Полубота, Игорь Панин, Дмитрий Дарин, Светлана Горбачёва. В третьем разделе, «Писательское слово», представлены тексты Андрея Медведенко, Геннадия Горелика, Светланы Шишковой-Шипуновой, Дмитрия Володихина, Елены Заславской, Хизри Ильясова, Михаила Афонина, Нины Поповой, Елизаветы Хаплановой, Платона Беседина, Георгия Савицкого, Олисавы Туговой, Алексея Чепурнова.
Кроме того, в сборнике опубликован цикл фотографий Сергея Венявского «Послесловие войны». В оформлении обложки книги использован рисунок Елены Аккуратновой: на переднем плане – солдат, на заднем – танк с буквой «Z». Запоминается пристальный и внимательный взгляд бойца. Книга, с которой мы имеем дело, подобна этому взгляду. Внимательная, пристальная, пробирающая до костей.
Особое значение в ней имеют подлинные национальные ценности России, её вера, духовность. На страницах сборника всё это не замершие «правильные» слова, а живые свидетельства очевидцев.
«В каждом билась вера в торжество справедливости.
– Не сразу Москва строилась, – говорили одни. – Надо перетерпеть, и всё наладится.
– Главное – дух держать, выручать! – дополняли другие.
– Отцы не такое перетерпели, а выстояли! Им не должно быть стыдно за нас!..»
Этот отрывок из воспоминаний Андрея Медведенко отлично иллюстрирует и настроения в «стане русских воинов», и их – так сложилось исторически – сильный, непоколебимый дух.
«...В их голосе билось что-то сильное, чистое, восхищающее мощной энергией, олицетворяющей дух народа, что-то большое, утверждающее правду жизни, – пишет автор далее. – Мне показалось, я уже когда-то встречал такие лица. Вспомнил. Да, в детстве, на Голубовском руднике, у матерей и вдов, ожидавших с фронта своих родных.
Получается, что для человека нет вечности, есть отзеркаливающее повторение. И вместе с тем каждому времени даётся своя психология, своё мышление и нравы, но терпение остаётся прежним. Через поступки, свойственные только им, они движут историю и определяют судьбу своего народа».
Поразительно, что, даже описывая события, по-настоящему страшные, писатели остаются творцами, художниками, способными замечать то прекрасное, что существует в природе. Хочется привести такие строки Алексея Шорохова: «Когда уезжал в апреле – над донецкой степью висел розовый дым, цвели абрикосы. Сейчас они уже поспели, желтовато-красные окатыши плодов торчат из вёдер вдоль дорог. Два с половиной месяца прошло, а фронт там, куда я еду, – всё на том же месте…»
Читаешь – и вновь и вновь проникаешься острой, сильной любовью к родной земле, за которую, ради которой гибнут наши солдаты.
А вот фрагмент фронтовых записок Сергея Бережного:
«Изумрудная зелень, испятнанная красным – кровь от разорванных тел, – и пять факелов с чёрными клубами. Это не сюр – это страшный оскал войны. Она знает три краски: чёрную, красную и белую – цвет бинтов…»
Такое художественное преображение действительности показывает её особенно выпукло и ярко, как дополняют общую картину, например, рассказы о позывных бойцов. Так, Игорь Панин знакомит читателей с ополченцем Кубой и комвзвода танкистов Бешеным. А у Геннадия Горелика встречаем такие строки:
«…Обнаруженных людей мы отправляли к месту общего сбора возле старой автобусной остановки. Потом ещё нужно будет пешком перевести их через дамбу, куда за ними и должен приехать автобус.
– Слышь, Синай, ты там не очень-то резвись. Аккуратней… и под ноги смотри! – окликнул меня старший нашей тройки с позывным Дядя.
Синай – это я. Так меня прозвали совсем другие ополченцы ещё в Славянске. Я-то думал, что пошутится и забудется, а вот как-то прилепилось, и теперь это мой позывной».
И эти позывные, и тёплые рассказы о том, как люди поддерживают друг друга в невероятно сложное, суровое время и остаются при этом людьми, согревают, дарят надежду и укрепляют уверенность в том, что мы вместе и Победа будет за нами.
Эта книга, изданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, несомненно, займёт своё место на полках книжных магазинов, а главное, в сердцах читателей.