Картина снята в 1985 году режиссёром и сценаристом Юрием Николаевичем Озеровым. В этом году фильму – 35 лет! Он – своеобразное продолжение ранее поставленной им киноэпопеи «Освобождение» (1967–1972), повествующей о подвиге советских людей в Великой Отечественной войне. Только тогда освещались события от Курской битвы до Победы, а теперь речь шла о самом трудном и трагичном периоде Великой войны – о 1941 годе. О нём рассказывалось десятки раз, но повторение – мать учения, особенно для молодых людей с сознанием и знанием, искажёнными новейшими кино- и телевизионными поделками.
Творчество по своей природе исключительно индивидуально, и насколько велика личность автора и в знаниях, и в ощущениях, настолько велики и одухотворённы его творения. Настолько они понятны и близки читателю. «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? – спрашивал себя Константин Батюшков 200 лет назад в эссе «Нечто о поэте и поэзии». – Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадой? – Оттого, что он пишет о себе».
Мужественный фильм «Битва за Москву» смотришь «без досады», с гордостью за ярко и верно показанный подвиг «красноармейцев и краснофлотцев, командиров и политработников, партизан и партизанок» (как говорил Сталин на параде 7 ноября 1941 года). И дело тут, как точно отметил Батюшков, в личности создателя фильма. Юрий Озеров, сын известного оперного певца, встал на защиту Москвы в октябре 1941 года, начал войну командиром взвода, а закончил майором при взятии Кёнигсберга. Кавалер множества боевых орденов и медалей, он знал войну изнутри, пройдя тысячи километров военных дорог. Потому в фильме нет фальши, ему веришь как себе.
Юрий Озеров – родоначальник метода игрового кино, снятого на документальной основе. Без вымышленных образов в главных ролях. Герои фильма – действующие исторические личности, участники сражений первого года жестокой войны. Сталин, Жуков, Рокоссовский, Петровский, Шапошников, Панфилов, Доватор… Всех не перечислить. Образы их созданы замечательными актёрами: Яковом Трипольским, Михаилом Ульяновым, Александром Голобородько, Юрием Яковлевым, Бруно Фрейндлихом, Константином Степанковым, Львом Прыгуновым. Запомнились также комиссар Брестской крепости Фомин, яро не верящий в войну с фашистами (Эммануил Виторган), старик из Вязьмы (Николай Крючков), упрекающий Рокоссовского в бесконечных отступлениях, разведчик Рихард Зорге (Юозас Будрайтис), пожертвовавший жизнью ради сообщения, что Япония не вступит в войну в 1941 году.
Все основные события этого года отражены в фильме. Интересен и показателен такой факт: Сталин, узнав о казни Зои Космодемьянской, приказал не брать в плен солдат и офицеров 332-го немецкого пехотного полка, командование которого совершило такое злодеяние.
Я смотрю фильм, а передо мной на столе среди красных тюльпанов фронтовая фотография тестя и тёщи. На глазах закипают слёзы, а в горле ком. Тесть, кавалерист, получил на шестой день войны на Западном фронте тяжелейшее ранение. После излечения в Ашхабаде выучился в ЛАУ-2 на артиллериста и закончил войну в Берлине. Отец тёщи, фельдшер в посёлке Ивот Брянской области, крал в немецком госпитале медикаменты и перевязочный материал и переправлял их партизанам с младшей 15-летней дочерью. Савва и Оля Чикины. Гитлеровцы выследили, зверски пытали и совершили над ними такое же злодеяние, как над Зоей Космодемьянской. Старшая дочь героя (моя тёща) вдали от Брянщины училась на медсестру. Она спасала советских бойцов, начиная со Сталинградской битвы. Война соединила артиллериста и медсестру в Берлине. Боевая судьба их, как и миллионов других, – часть этого сурового фильма, пусть и не вошедшая в кадр.
Невидимая, но крепчайшая нить связала и связывает до сих пор известных героев фильма «Битва за Москву» с рядовыми бойцами, жившими рядом с нами, со всем нашим героическим русско-советским народом.
Будем верны памяти павших за истинную свободу!