К тому, что граждане апеллируют к президенту, защищаясь от произвола чиновников, мы уже привыкли. Но, оказывается, и чиновники жалуются президенту. Правда, под прикрытием других, лояльных, граждан. Чиновники считают, что установленный в центре Россоши монумент итальянским оккупантам память погибших от их рук нисколько не оскорбляет.
1 ноября на сайте администрации Россошанского района Воронежской области появилось письмо от, по всей видимости, организованной общественности против «разнузданной политической кампании по дискредитации города и многолетних общественных связей россиян и Национальной ассоциации альпийцев Италии, развёрнутой жителем Россоши Савченко и его влиятельными покровителями». Что способствует «организации раскола в обществе, формированию «майданных» настроений и провоцированию международного скандала».
В число «разнузданных покровителей», несогласных с увековечением памяти «неизвестного оккупанта», как прозвали горожане монумент в центре Россоши, входит и наша газета.
В августе прошлого года у нас были опубликованы статьи Галины Ткаченко («Покаяние или реваншизм?», «ЛГ», № 32–33) и Олега Сикарёва («Ах, как хочется историю переписать», «ЛГ», № 38), рассказывающие о длящемся уже много лет скандале вокруг установления в Россоши памятника оккупантам, итальянским альпийским стрелкам. «Разнузданные» жители расценивают монумент как плевок в память о погибших советских воинах. Администрация же скульптурную композицию в виде шляпы-капеллы с пером горного орла (головного убора элитных подразделений итальянской армии альпийских стрелков) и расположенной с другой стороны пятиконечной звездой – как «памятный знак в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов». Звезда, утверждается в письме президенту, символизирует головной убор красноармейцев. И когда же «перо орла» братски сотрудничало со «звездой»? В 1942–1943 годах, когда пришедшие на нашу землю вместе с войсками Гитлера альпийские стрелки армии Муссолини уничтожали мирное население и защищавших страну красноармейцев?
Памятник был установлен ещё в 2003 году и сразу вызвал недовольство горожан, но настоящий скандал разгорелся, когда к оккупационному символу фашизма добавилась книга «Вернуться в Россошь», которую итальянцы привезли на очередной юбилей построенного ими в честь примирения детского садика. Из неё явствовало, что в кирпичной нише скульптурной композиции размещены останки воина дивизии «Юлия», которая «отличилась особым геройством в великой битве в излучине Дона в боях против наступающих советских войск», а на размещённом в книге снимке видно, как президент ассоциации альпийцев опускает фрагменты останков в нишу сооружаемого пьедестала.
С этими останками полная неразбериха. Итальянцы в книге утверждают, что это кости альпийского стрелка, а в размещённом на сайте администрации города письме президенту организованная «общественность» опровергает «факт закладки каких-либо останков». Поскольку «не имеется никаких официальных и юридических документов на этот счёт». Однако на этом же сайте есть и прямо противоположная информация: «29 октября 2018 г. проведено обследование постамента знака. В кирпичной кладке был обнаружен полиэтиленовый пакет с находящимся в нём посторонним предметом. В присутствии представителей полиции и Следственного комитета обнаруженный предмет был извлечён из постамента и передан в правоохранительные органы для исследования. По мнению специалистов, обнаруженный предмет может являться частью останков, найденных в 2003 г. на местах боёв 1942–1943 гг. близ реки Дон и заложенных в памятный знак до его официального открытия».
Так были заложены останки или нет? И кто ж без ведома администрации, на балансе которой этот памятник, кстати, и стоит, тот пакет с «посторонним предметом» туда пристроил? А если в пакете окажется просто строительный мусор, можно по-прежнему в российском городе поклоняться «шляпе» союзников Гитлера?
Поминальные венки оккупантам
На неудобные вопросы отвечать не хочется. Поэтому вместо ответов ворох обвинений в адрес «антагониста» Савченко, его «покровителей» и московских СМИ. Особенно ярые после выхода 29 сентября сюжета в «Посткриптуме» Алексея Пушкова. Мол, все материалы «заказные» (кем?), написаны «пособниками» (кого?) с целью «гнусной провокационной кампании» для «организации раскола среди россошанцев, формирования майданных настроений у граждан и провоцирования международного скандала». Текст письма президенту направлен, кстати, и в Министерство иностранных дел, с подсказкой ответа: снос памятников ничем, «кроме как вандализмом и варварством, не назовёшь».
А ведь памятник-то изначально предлагали не снести, а перенести из центра города на кладбище, где уже, кстати, стоит памятный знак погибшим здесь альпийцам. И против дружбы с итальянцами никто не возражал и не возражает. Даже «разнузданный» Савченко. Конечно, надо дружить. Но, помня свою историю, всё же не позволять пусть и постаревшим воякам маршировать в военной форме времён Великой Отечественной по улицам оккупированных ими когда-то городов, как это было в Россоши.
Надо отдать должное авторам петиции – демагогическими приёмами они владеют прекрасно. Сначала установили памятник с воинственной символикой, искажающей историю, спровоцировали «майданные настроения», а потом обвинили в раскачивании лодки тех, кто историю своей страны ещё не забыл. Назвав их активность извращённой. Видимо, в противовес неизвращённой активности администрации города.
Практически каждый день весь ноябрь на сайте администрации публиковались заметки под названием «10 фактов о памятном знаке», а между фактами – высказывания россошанцев об отношении к памятнику. Понятно, что на сайте администрации, возлюбившей альпийских стрелков, все отзывы исключительно положительные.
«Анна Сайкова: Половина настоящих, а не фейковых россошанцев, вообще не обращала на него внимания (имеется в виду памятный знак). Стоит что-то там и стоит в парке. Если бы не Коля Савченко, который возомнил себя каким-то общественником, и дальше бы никто не вспоминал. Кто бабки дал на раскрутку всей этой истории, это уже другой вопрос. Это чисто политический заказ.
Виктория Репетина: Может быть, действительно нельзя было разрешать им (альпийским стрелкам. – Ред.) маршировать в своей форме у нас на родине, но, что было, того не вернуть... А всё остальное просто политическая игра!
Анна Шибаева: Какие здесь прям «патриоты», противно читать… Какая вам разница, что это за памятник? Стоит себе и стоит, а все ваши заявления про захватчиков, полная чушь. Вы там не были. И не вам судить.
Zetlayner: Вот вы зачем раздуваете этот огонь неприязни? Это уже всё история.
Nataly_nekhaeva: Мне не понятно, зачем это раздувать?.. ведь каждая семья столкнулась с ужасом войны… Подло так поступать. Война с памятником выглядит весьма комично!
Светлана Беликова: Я педагог. С большим уважением отношусь к ветеранам Великой Отечественной. Мои деды воевали, получили ранения. Мои родители – дети войны, помнят войну. Помнят и итальянцев, стоявших на «квартирах». Я никогда не слышала в нашей семье, чтобы итальянцы издевались над жителями. Они угощали детвору конфетами, учили с ними песенки».
Ну, если угощали конфетами, да ещё и песенки пели…
Когда на одной чаше весов жизни сотен тысяч наших солдат, а на другой «печеньки», то «печеньки», по мнению педагога, гораздо весомее. Не страшно отдавать своих детей в обучение к такому педагогу?
Результат толерантного отношения к милитаристской символике союзников Гитлера уже налицо. И авторы письма, и авторы высказываний на сайте ничего предосудительного в том, что она украшает центр российского города, не видят, всё толкуют про политический заказ и какие-то «бабки». Если бы они хотя бы чуть-чуть были знакомы с историей (не только нашей страны), они бы знали, что за патриотизм ни «бабок» не дают, ни в халявные турпоездки по заграницам не приглашают. Платят за предательство. Кому-то, чтобы его настиг приступ амнезии, нужны «бабки», а кому-то достаточно и «печенек».
Людмила Мазурова