Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 декабря 2023 г.
Телеведение Pro & Contra

Парк юльского периода

К 120-летию Юлия Райзмана

16 декабря 2023
Юлий Райзман (15.12.1903 — 11.12.1994) / Вера Петрусова / РИА НОВОСТИ

Вся перестройкина рать пыталась отмазать Райзмана от советских убеждений. Мол, не с полной искренностью снимал он про коммуниста и кавалера «Золотой Звезды». Когда ставил «А если это любовь?» – тогда с полной, а когда про лётчиков, штурманов пятилеток, солдат финской войны – не с полной. Без отдачи работал, с большим креном в частную жизнь.

Райзман в индульгенциях не нуждался. Истовая загадочная любовь детей всего мира к динозаврам коснулась и его: реликт ушедшей эпохи пользовался устойчивой, хоть и опасливой, приязнью потомков. «К Райзману с анекдотцем не подкати, – говорили на студии. – Это Ромм всё демократию разводит – а тут дистанция. Классик».

Родился за 13 лет до Советов – умер тремя годами позже.

С лета до лета носил галоши, как Суслов.

Шестикратный лауреат Сталинской премии – и номинант на «Оскар» за «Частную жизнь».

Кавалер «Золотой Звезды» – и призёр самого антисоветского кинофестиваля в Берлине.

Хроникёр власти – и непарадных, приватных её сторон.

Многогранная, словом, личность.

Снимал октябрьские дни в Москве («Последняя ночь»).

Снимал майские дни в Берлине – старшим киногруппы I Белорусского фронта («Берлин»).

В год ХХ съезда, пошатнувшего кристальную марксистскую веру докладом Хрущёва, – «Коммуниста». Главным обвинением правящему классу на закате красной эры стало перерождение былых бессреб¬реников в вальяжную потребительскую касту. Райзман, и сам аскет, снял кино о селянине, проевшемся при сопровождении хлебного эшелона до исподнего, но не тронувшем общественного добра. И конечно, о самом коммунисте – павшем от рук кулачья за доставку того же хлеба на строительство первой ГРЭС.

«Лётчики» – о первых шагах советского воздухоплавания.

«Земля жаждет» – о Каракумском канале.

«Поднятая целина» – известно о чём.

И всюду с самых первых лет в объективе были вожди. Командиры строек и начальники училищ, председатели ревкомов и секретари ячеек, замминистры и исполкомовцы. Даже в неаппаратных «Машеньке», «Коммунисте» и «А если это любовь?» герои казались сырьём для будущей номенклатуры. Скажут: «А если это любовь?» здесь при чём?» Как знать. Влюблённый Боря происходил из явно непростой семьи, да и фамилию носил крупного хозяйственника, осуждённого по делу промпартии, – Рамзин.

Притом внизу, в самой основе кинематографа Райзмана, были колебания строителей нового мира между строгими девушками и нестрогими девушками. Строгие ходили с книжкой, симулировали интерес к прибавочной стоимости и со значением относились к поцелуйчикам, а нестрогие витали в облаках, без конца ели и несерьёзно относились к поцелуйчикам. Первые («Урок жизни», «Странная женщина») бросали матёрых начальников и уезжали домой, вторые – отвлекали их от свершений и провожали в последний путь. Заключительный фильм Райзмана «Время желаний» казался новой редакцией чеховской «Попрыгуньи».

Сталину нравилось не всегда. С фильма «Поезд идёт на восток» он даже ушёл, вызвав море посмертного сочувствия к автору. А не надо снимать нудятину о десятидневном рейсе Москва – Владивосток. Для комедии фильму не хватало перепутанных чемоданов, для драмы – характеров, а поезд в качестве главного героя утомил даже вождя.

Отдав дань оттепельным страстям, Райзман вдруг заложил в карьере крутой вираж. «А если это любовь?» справедливо трактовали как фильм о невыносимости новой жизни. Урбанизация согнала в город лицемерную деревню, которая сообща и затравила молодое чувство девятиклассников, подозревая их в земном и преждевременном. С горя дети и предались тому, чего от них ждали и что на хрущёвском экране не вышло даже обозначить (4 года спустя, уже при Брежневе, Райзман жалел в интервью, что не смог продлить сцену в необитаемой новостройке хоть на пять секунд, чтоб стало ясно, что поцелуйчиками дело не ограничилось). «А если это не любовь?» – вопрошали проблемные статьи. «А если даже это не любовь?» – зло ответил совсем ещё юный «Советский экран». «Отстаньте от детей», – сказали прогрессисты, но у истоков всесоюзной дискуссии стоял не дерзкий дебютант, а взявший сторону молодых классик.

Игорь Владимиров в фильме «Твой современник» / РИА НОВОСТИ

Дальше он снимал только о жизни больших начальников: народный и выездной, иной уже просто не знал. Поколение победителей всех ниже себя звало на «ты» и влёгкую болтало о загранпоездках в стране, где смертным дальше Кушки был путь заказан. «А за границей вы не были? Напрасно» – это «Твой современник». «Жень, ты ведь не была за границей – ну вот и поезжай с ним, посмотришь Берлин, Париж» – «Странная женщина». «Визит вежливости» и вовсе наполовину снят в Помпеях. «Сволочная банда, – писал о коллегах почти ровесник Райзмана Козинцев. – Даже парик разучились делать, усов и бород не умеют наклеить – зато натурные съёмки в Париже, Праге, Варшаве и ещё каких-то местах, где можно купить себе нейлоновую рубашку».

Райзман, кажется, услышал и снял «Частную жизнь» – про низвержение титана с Олимпа. В год, когда умирал Брежнев, уже умер Суслов и принимал бразды тяжелобольной Андропов, сталинского выдвиженца увольняли на пенсию – с наградным пистолетом и заветным бюстиком в сейфе (на бюстике внимания не акцентировали, и глупым показалось, что это Ленин, а умным – что совсем-совсем не Ленин). Ветеран и полубог делал нетвёрдые шаги новорождённого в незнакомом мире смертных, а мир с ужасом представлял ядерное оружие в руках полуживых дедов. На съёмках и Райзман пережил старческую нестыковку с новым веком: выбирая актёра на роль младшего сына, долго колебался меж претендентами. Пока Олег Меньшиков не ушёл в «Покровские ворота», а Альгис Арлаускас – в «Спортлото-82». Прежде молодёжь с небожителями так себя не вела. Роль досталась любимцу Детского театра Алексею Блохину.

Новый отставник среди ночи пристраивался к жене, немало её смутив: Райзман и здесь остался верен себе, вольно говоря о трефном. Преподавая молодым, удивился: как можно снимать кино и не спать с актрисой? Молодые опешили и стали перебирать в уме всех актрис, снимавшихся у Райзмана.

Коммунистические убеждения тут ему ничуточки не мешали.

Два мнения об одном юбилее: статья Кондрашова Александра "Развилка"

Тэги: Юбилей
Обсудить в группе Telegram

Денис Горелов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ОТ ВСЕЙ ДУШИ

    25.12.2024
  • Юбилей на родной сцене

    19.12.2024
  • Путь богини

    19.12.2024
  • Мелодия советского жизнелюбия

    09.11.2024
  • Ах, Самара-городок

    01.11.2024
  • № 27

  • В 60 лет жизнь только начинается!

  • Дон Кихот Валуйский

  • Ровесник гражданской авиации

  • «Благоприятное лето Господне…»

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS