Открыл его американский футуристический блокбастер про неистребимых зомби «Война миров Z» Марка Форстера, и по такому случаю в Москву впервые приехал актёр и продюсер Бред Питт. Статус фестиваля такие звёзды, безусловно, повышают. На мировой премьере в новообращённом кинотеатре «Россия» мог бы быть один из актёров фильма Константин Хабенский, но Питт вырезал всю его роль… Закрыла фестиваль киноверсия телефильма «Распутин», снятого Жозе Дайан в 2011 году в Петербурге и Царском Селе с Фанни Ардан (Александра Фёдоровна), Владимиром Машковым (Николай II), Филиппом Янковским (Феликс Юсупов). Ираклий Квирикадзе со своими алма-атинскими студентами перемонтировал фильм и назвал себя режиссёром. В заглавной роли, великолепно исполненной, – не пришедший из-за 35-градусной жары на церемонию Жерар Депардье, герой которого тоже никак не хотел умирать...
И «общие» темы просматриваются во всех 30 программах кинофорума. Вроде бы нельзя сказать, что режиссёры разных стран снимают кино про одно и то же. Тем не менее, что прикажете думать, если даже в основном конкурсе бороться за награды пришлось однотипным фильмам? И не только в пары, но и в стройные тройки сложились конкуренты! О полицейских злодеяниях, бесконечных жертвах преступной системы и отщепенцах, обречённо с ней борющихся: польский «Дорожный патруль» Войцеха Смаржовского, российский «Скольжение» Антона Розенберга и грузинский «Беспредел» Арчила Кавтарадзе. Известный притчевый мотив явления «чужого» в вялотекущую бесцветную действительность, открывающего героям смысл жизни: итальянский «Spaghetti story» Чиро де Каро и голландский «Маттерхорн» Дидерика Эббинге. Мудрость сумасшедших стариков в классическом раскладе «отцов и детей»: швейцарская «Рози» Марселя Гислера и «Мамарош» Момчило Мрдаковича (Сербия–Германия–Франция–Венгрия). В тесной спайке с этим раскладом находится желание стариков проанализировать прошлое с позиций настоящего, которому причастно молодое поколение: испанские «Портовые ребята» Альберто Мораиса и бразильские «Чужие воспоминания» Люсии Мурат. Гонимые социальными и личными проблемами на дно герои ищут достойный выход из тупика: южнокорейские «Ливанские эмоции» Чона Енхена и турецкая «Частица» Эрдема Тепегеза. Прошлые грехи не пускают в новую жизнь, раздирая чувством вины души героев: японская «Долина прощаний» Тацуси Оомори и британское «Наслаждение» Гарета Джонса. Казалось бы, особняком встанут ленты «Иуда» Андрея Богатырёва и «Роль» Константина Лопушанского. Но и здесь просматривается «перекличка»: главные герои выдают себя не за тех, кем являются, и с позиции наблюдателя оценивают встречаемых людей, сиюминутные ситуации, историческое время и себя. Принципиальная разница лишь в том, что первый – неравнодушный и действующий, а второй – рефлексивно-пассивный. Не имела аналога в данном конкурсе только французская лента «Другая жизнь Ришара Кемпа» Жерминаля Альвара. Превосходный артист Жан-Юг Англад играет следователя, всю профессиональную жизнь которого занимает многолетний поиск серийного маньяка. После очередной жертвы герой из сегодня попадает в своё прошлое, в 1989 год, и, скрываясь от себя молодого, устраняет убийцу, прекращая цепь преступлений… Эта замечательно сделанная картина осталась без призов.
Выбирать победителей в сложившемся единообразии, наверное, непросто из-за возникшей сюжетно-смысловой путаницы. Можно было посочувствовать большому жюри, которое в этом году возглавил иранский режиссёр Мохсен Махмальбаф. Он – не сторонник замысловатых сюжетов, предпочитает медленно вглядываться в скрытые переживания героев. На церемонии открытия ММКФ режиссёр тепло, с благодарностью, восточными арабесками витиеватой речи поприветствовал не столько фестиваль, сколько русский кинематограф, у которого он «всю жизнь учится, как снимать кино».
За 8 фестивальных дней в 19 кинозалах Москвы состоялось 522 сеанса, показаны 364 фильма, которые увидели 72 тысячи зрителей – рекорд посещаемости. И на закрытии ММКФ Михалков в очередной раз попросил у властей фестивальный дворец: «Эти цифры доказывают, что фестиваль заслужил свой адрес! Спасибо зрителям! Зрители – это наши герои!» Нельзя не согласиться, ведь билеты на сеанс в киноцентре «Октябрь» стоили 350–500 рублей. Сам президент признался, что посмотрел только шесть картин…
Странным показалось критикам и присуждение приза «Верю! Константин Станиславский» (дизайн статуэтки в этом году изменён) Ксении Раппопорт. Мелькающая на большом экране «России» нарезка кадров неудачно показала однотипность в работе актрисы. Наверное, сидящая рядом с ней в партере Ирина Мирошниченко как представительница МХТ в его лучших традициях этот приз заслуживает в гораздо большей степени. В любом случае в год 150-летия мэтра, с желанием ММКФ на сей раз оставить приз в России, было совсем несложно подыскать достойного претендента – у нас много действительно выдающихся артистов! Раппопорт, сделав глубокий реверанс: «Мне почему-то хочется попросить прощения. Это слишком большая честь для меня…» – тонко сгладила негатив зала.
На финальном брифинге критики предъявили обвинения Михалкову: «Конкурс куплен!» Разумеется, они «болели» за своего любимца К. Лопушанского и его 132-минутный фильм «Роль» с Максимом Сухановым. В конце 1920-х стареющий актёр решает выдать себя за погибшего красного командира Гражданской войны – с целью психоаналитического исследования собственных возможностей. История, надуманная до предела, никакого развития и глубины характера не обнаруживается. Скажем, известные классические сюжеты о двойниках обоснованы поиском альтер-эго или вскрытием другой стороны своего «я», но здесь ничего такого «сложного» нет: просто человек переодевается, меняет причёску и, уехав из роскошной квартиры в Выборге, живёт в петроградской коммуналке. Реплики порой вызывали хохот в зале («Я, в общем, знаю, для чего нужны женщины», – признаётся герой). Суханов, как всегда, скучный и уныло претенциозный. Правда, очень хорошая операторская работа Димитрия Масса, создавшая тягостную атмосферу голодного злого города. С экрана несёт холодом, сквозь который нам неинтересен и не нужен взбалмошный герой с глупым капризом...
Фильм «Иуда» поставлен по повести Леонида Андреева «Иуда Искариот». Пожалуй, не стоит доверять начинающим режиссёрам постановку столь сложных картин. Недотянул А. Богатырёв до необходимого уровня. Он заверил, что прочитал бесконечное число апокрифов, готовясь к этой работе, но вопрос-то не в количестве, а в качестве режиссуры, в мастерстве, которого ещё нет. Если Л. Андреев своей небольшой повестью расширяет сознание читателя, то двухчасовой фильм даже не приближается к этой планке. Ничем не примечателен Иисус (Андрей Барило) – оказывается, это совершенно невыразительный персонаж. Ученики озабочены созданием шумной суеты, но их характеры никак не проработаны. Даже кульминацию (поцелуй Иуды) режиссёр умудрился скомкать и смазать! Картину держит один Шевченков – своей энергетикой, нервной включённостью, жадным пониманием того, что это главная роль в его профессиональной карьере. Поздравляем!
Сюрреалистическая лента «Пена дней» Мишеля Гондри с Одри Тату и Роменом Дюрис, снятая по одноимённому роману Бориса Виана, во внеконкурсной программе «Гала-премьеры» явилась украшением фестиваля. Кирилл Разлогов, программный директор ММКФ, вёл переговоры, чтобы она открывала фестиваль, но наш конкурент, МКФ в Карловых Варах, опередил. И в Москве состоялся первый в мире показ. Безусловно, любой фестиваль такого значения – праздник киномана. Но если есть конкурс, то будут ненаграждённые, хотя и достойные призов картины. Беда в том, что даже победители ММКФ не доходят до российского проката, а стало быть, и до зрителя, который по каким-либо причинам не смог посмотреть фильмы в дни фестиваля. Если это класс «А», то вопрос проката даже не стоит – везде он решается автоматически. Когда в этот тренд войдёт ММКФ, пока непонятно…