Галина Богапеко. Поэмки. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 208 с.
Книга Галины Богапеко «Поэмки» не вполне отвечает уменьшительной форме в названии. Перед нами крупное явление. В поэтическим жанре «Поэмки» – одно из ярких событий первой половины этого литературного года. А такой ход с названием говорит об искреннем ощущении, основанном не на гордыне, а на предельной сосредоточенности в поисках смысла.
Смысл Галина Богопеко видит в нахождении лучших слов для создания индивидуальных образов. Она не углубляется в философию, не увлекается излишней дидактикой. Для неё главное – воздействовать на читателя эмоционально.
Циклы поэм – поэмок выстроены как увлекательное путешествие и по судьбе лирической героини, и по её внутреннему миру. В первом цикле – ностальгические воспоминания о деталях прошлой жизни. Для Богапеко любая деталь – повод для выстраивания метафорических рядов. Она поэтизирует любую мелочь и этим облагораживает саму жизнь. А ведь задача поэзии отчасти как раз в этом. Именно с целью найти способ оправдания жизни через красоту читатель открывает поэтические сборники. Этот сборник он откроет непременно и окунётся в череду эстетически выверенных картин.
«Войковская», «Красный Балтиец»
Имеют свой виртуальный экслибрис.
Мы мечены этим знаковым знаком.
Им мечены наши и мамы, и папы.
Мы вышли из «Войковской», мы дети России.
Богапеко всегда тщательно выбирает интонацию. Совершенная техника помогает ей не обременять себя оковами строгой силлаботоники, там, где надо, отступая от правил. Это придаёт стиху бульшую собранность, каждый поворот речи обретает бульшую индивидуальность, а темпоритм следует за сюжетом Да, сюжеты в стихах есть. Автор этой книги, как никто, умеет вплетать их в общий исповедальный лирический тон. И это придаёт живость, приближает текст к речи, сокровенной и продуманной.
Где ты, как ты?
Дай о себе знать, хотя бы кратко.
Ощущаю, понимаю, принимаю ускорение.
Осень прохладная
Снежинками первыми порадовала,
Вызвала изумление.
Богапеко парит над смыслами, её перо также парит и достигает самых потаённых уголков общемирового сознания.
Следующий большой цикл – о городе. Урбанистских настроений в русской поэзии к этому дню скопилось более чем достаточно. Но Богапеко ищет свой собственный тон, сочиняет свою музыку Москвы.
На улице старинной, на Неглинной,
в ажуре светотеней тополиных,
На лавочке небесно-синей,
бомжует весь всклокоченный, в сединах,
С глазами цвета ягоды маслины,
в плаще помятом и довольно длинном,
Испачканный землёй и ржавой глиной,
Сегодня, в XXI век,
Без крова, без защиты Ч е л о в е к.
Не только камни и история интересуют автора. Она смотрит глубже, под другими углами. Её музыка не пасторальная, она исследует конфликты, противостояния города и человека, личности и коллективного, здесь лирическая ткань разрезается философскими смыслами, наращивает объём. Объём – вообще хорошее свойство творчества Галины Богапеко, она не стремится к эстетской стерильной атмосфере, ей необходимо и самой дышать полной грудью, и позволять это делать читателю. Ей важно дать ощущение свободы синтаксиса, и здесь, наверное, уместно вспомнить цветаевское: поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. Пожалуй, Цветаева с её нервным тоном, но в то же время с фанатичным стремлением к мировой гармонии есть в литературном генезисе Богапеко.
Вокруг меня народ, я – в мнимом одиночестве.
В дорогах длинных и порой коротких
Мы все плывём в одной трухлявой лодке.
И только лучик солнца в окоём.
Богапеко касается основных поэтических мантр. Конечно, куда же поэзии без ощущения дороги. Охота к перемене мест, как говорил классик. Дорожные поэмки великолепно передают идею движения, своеобразного поэтического вечного двигателя: поэт никогда не успокаивается и бег времени звучит в его ушах галактическим шумом. Здесь наблюдаем разные виды движения, картинки, описания, как в поэмке «В метро»:
Следующая станция – «Ленинский проспект» –
Респект,
К площади Гагарина,
Космос исправит.
Богапеко – очень культурный человек. В её текстах следы мировой культуры составляют тропинку, по которой следует пройти до конца. Она увлечена Дали и трактует его полотна как гимн любви, которая не имеет границ. Она знает цену настоящей музыке, у неё безупречный вкус и чутьё на музыкальные шедевры:
Вдруг телефон звонит, вновь сеть доступна,
Я знаю, это ты, я ожидаю тупо,
Когда вальс Штрауса вдруг оборвётся.
Всё то, что было, больше не вернётся…
И август завтра дождиком прольётся,
И прогремит грозой, закружит листопадом.
Ты позвони. Зимой.
Нет, не звони, не надо…
При этом поэт очень умело вплетает факты мировой культуры в повседневную реальность, не искусственно отделяет их от бытовой жизни, а наоборот, всё перемешивает, идя по пути смыслового синтеза.
Особого внимания заслуживает чувство природы автора этой книги. Оно не только в густых красках «Поэмок южных», но и во всём поэтическом методе Богапеко. В книге слышен и шум деревьев, осязаемый, зримый, оповещающий всех о весне, и невидимый мифический шум звёзд. Поэт умелой рукой делает невозможное возможным, заставляя нас видеть невидимое и чувствовать по-новому самих себя. Не исключаю, что после прочтения этой книги многие пересмотрят свои подходы к ирреальному и поймут, что сила человека не только в расчёте и приспособленности к жизни и обстоятельствам, но и в иррациональности мышления, в способности к прозрению.