Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 мая 2023 г.
Литература Библиосфера

Парящее перо

03 мая 2023

Галина Богапеко. Поэмки. – М.: У Никитских ворот, 2023. – 208 с.

Книга Галины Богапеко «Поэмки» не вполне отвечает уменьшительной форме в названии. Перед нами крупное явление. В поэтическим жанре «Поэмки» – одно из ярких событий первой половины этого литературного года. А такой ход с названием говорит об искреннем ощущении, основанном не на гордыне, а на предельной сосредоточенности в поисках смысла.

Смысл Галина Богопеко видит в нахождении лучших слов для создания индивидуальных образов. Она не углубляется в философию, не увлекается излишней дидактикой. Для неё главное – воздействовать на читателя эмоционально.

Циклы поэм – поэмок выстроены как увлекательное путешествие и по судьбе лирической героини, и по её внутреннему миру. В первом цикле – ностальгические воспоминания о деталях прошлой жизни. Для Богапеко любая деталь – повод для выстраивания метафорических рядов. Она поэтизирует любую мелочь и этим облагораживает саму жизнь. А ведь задача поэзии отчасти как раз в этом. Именно с целью найти способ оправдания жизни через красоту читатель открывает поэтические сборники. Этот сборник он откроет непременно и окунётся в череду эстетически выверенных картин.

«Войковская», «Красный Балтиец»

Имеют свой виртуальный экслибрис.

Мы мечены этим знаковым знаком.

Им мечены наши и мамы, и папы.

Мы вышли из «Войковской», мы дети России.


Богапеко всегда тщательно выбирает интонацию. Совершенная техника помогает ей не обременять себя оковами строгой силлаботоники, там, где надо, отступая от правил. Это придаёт стиху бульшую собранность, каждый поворот речи обретает бульшую индивидуальность, а темпоритм следует за сюжетом Да, сюжеты в стихах есть. Автор этой книги, как никто, умеет вплетать их в общий исповедальный лирический тон. И это придаёт живость, приближает текст к речи, сокровенной и продуманной.

Где ты, как ты?

Дай о себе знать, хотя бы кратко.

Ощущаю, понимаю, принимаю ускорение.

Осень прохладная

Снежинками первыми порадовала,

Вызвала изумление.


Богапеко парит над смыслами, её перо также парит и достигает самых потаённых уголков общемирового сознания.

Следующий большой цикл – о городе. Урбанистских настроений в русской поэзии к этому дню скопилось более чем достаточно. Но Богапеко ищет свой собственный тон, сочиняет свою музыку Москвы.

На улице старинной, на Неглинной,

в ажуре светотеней тополиных,

На лавочке небесно-синей,

бомжует весь всклокоченный, в сединах,

С глазами цвета ягоды маслины,

в плаще помятом и довольно длинном,

Испачканный землёй и ржавой глиной,

Сегодня, в XXI век,

Без крова, без защиты Ч е л о в е к.


Не только камни и история интересуют автора. Она смотрит глубже, под другими углами. Её музыка не пасторальная, она исследует конфликты, противостояния города и человека, личности и коллективного, здесь лирическая ткань разрезается философскими смыслами, наращивает объём. Объём – вообще хорошее свойство творчества Галины Богапеко, она не стремится к эстетской стерильной атмосфере, ей необходимо и самой дышать полной грудью, и позволять это делать читателю. Ей важно дать ощущение свободы синтаксиса, и здесь, наверное, уместно вспомнить цветаевское: поэт издалека заводит речь, поэта далеко заводит речь. Пожалуй, Цветаева с её нервным тоном, но в то же время с фанатичным стремлением к мировой гармонии есть в литературном генезисе Богапеко.

Вокруг меня народ, я – в мнимом одиночестве.

В дорогах длинных и порой коротких

Мы все плывём в одной трухлявой лодке.

И только лучик солнца в окоём.


Богапеко касается основных поэтических мантр. Конечно, куда же поэзии без ощущения дороги. Охота к перемене мест, как говорил классик. Дорожные поэмки великолепно передают идею движения, своеобразного поэтического вечного двигателя: поэт никогда не успокаивается и бег времени звучит в его ушах галактическим шумом. Здесь наблюдаем разные виды движения, картинки, описания, как в поэмке «В метро»:

Следующая станция – «Ленинский проспект» –

Респект,

К площади Гагарина,

Космос исправит.


Богапеко – очень культурный человек. В её текстах следы мировой культуры составляют тропинку, по которой следует пройти до конца. Она увлечена Дали и трактует его полотна как гимн любви, которая не имеет границ. Она знает цену настоящей музыке, у неё безу­пречный вкус и чутьё на музыкальные шедевры:

Вдруг телефон звонит, вновь сеть доступна,

Я знаю, это ты, я ожидаю тупо,

Когда вальс Штрауса вдруг оборвётся.

Всё то, что было, больше не вернётся…

И август завтра дождиком прольётся,

И прогремит грозой, закружит листопадом.

Ты позвони. Зимой.

Нет, не звони, не надо…


При этом поэт очень умело вплетает факты мировой культуры в повседневную реальность, не искусственно отделяет их от бытовой жизни, а наоборот, всё перемешивает, идя по пути смыслового синтеза.

Особого внимания заслуживает чувство природы автора этой книги. Оно не только в густых красках «Поэмок южных», но и во всём поэтическом методе Богапеко. В книге слышен и шум деревьев, осязаемый, зримый, оповещающий всех о весне, и невидимый мифический шум звёзд. Поэт умелой рукой делает невозможное возможным, заставляя нас видеть невидимое и чувствовать по-новому самих себя. Не исключаю, что после прочтения этой книги многие пересмотрят свои подходы к ирреальному и поймут, что сила человека не только в расчёте и приспособленности к жизни и обстоятельствам, но и в иррациональности мышления, в способности к прозрению.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS