Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Общество

Перед провалом в бездну

01 января 2007

ПОЛЕМИКА «НАДО ЛИ «ВЗРОСЛЕТЬ»

Карен СТЕПАНЯН

Мысль о том, что дети – это некие отделённые от всего остального человечества существа, наделённые только добрыми и умилительными чертами, – это мысль героя Достоевского Ивана Карамазова, но не самого писателя, знавшего, что детям присуще и доброе, и злое начало, и мудрость и заблуждения – с той лишь только разницей, что исправлению они поддаются легче, чем взрослые. Когда Христос говорил: «...если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3), то ведь имелись в виду не только невинность, кротость и смирение детей, но и присущее ребёнку убеждение, что Царствие Божие – вот оно, рядом, уже здесь, стоит только сделать усилие, отворить дверь…

Многие европейские народы за свою долгую историю это чувство утратили (в большинстве, конечно, – не все без исключения), а русский народ ещё (опять-таки в большинстве своём), слава Богу, нет. Те, кто находил верную дверь («Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт» (Ин. 10:9), входили в это Царствие ещё при жизни, таких было десятки тысяч – иноков и мирян, пахарей и воинов.

Но были и миллионы других – тех, кто, по слову апостола, был наделён другой чертой детскости: порабощённостью «вещественным началам мира» (Гал. 4:3). Те, кто считал, что Царствие Божие можно построить на земле и – главное – начинать надо не с самопреображения, а с переустройства мира вокруг. Они шли в секту или в войска Пугачёва и Разина, в революционные организации или, как в наше время, в служители вот уж действительно химерам: мировым «демократическим стандартам» и «капитализму с человеческим лицом».

Сейчас мы переживаем один из решающих моментов в истории русского народа (а если учесть значение России в мировой истории, то и человечества). Одолеет ли наших сограждан та всеевропейская взрослая усталость, которая, с одной стороны, усиленно насаждается извне, а с другой – порождается изнутри сегодняшними обстоятельствами жизни? И вот тут – вторая тема.

Фёдор ЕВГЕНЬЕВИмперия ассоциируется с «тюрьмой народов» и другими нехорошими словами, – пишет Лев Аннинский. Но для кого-то и любовь ассоциируется только с … (не хочу продолжать). А ведь есть ещё и такое понятие, как «Империя Духа». Именно её всегда стремились создать народы, осознававшие своё предназначение в мировой истории.

Но получалось всегда не то, потому что по ходу строительства истинная цель подменялась мечтой народа о себе самом (а мечтательность начинается там, где кончается подлинная религия, предостерегал Достоевский). Когда мечта в сознании подавляющего большинства народа вытесняет реальность, она может на короткий срок осуществиться, но тогда происходит реализация утопии. Попытка овеществления иллюзии, оборачивавшаяся закономерным провалом в бездну. Но от этого не стало химерой само понятие – объединение людей (и народов), одушевлённых стремлением к служению Истине, когда вся материальная, хозяйственная деятельность подчинена высшим задачам и целям.

В этом смысле империей является, по-моему, каждый монастырь, а Гоголь желал, как мы помним, чтобы монастырём сделалась вся Россия (надеюсь, меня не поймут в том смысле, что я призываю всех к отказу от скоромной пищи и деторождения: есть служение иноческое и мирское, – хотя пример того же Гоголя не позволяет слишком уж на понимание надеяться). Именно это назначение предносилось, думаю, всем хранителям подлинно имперского сознания в России. И именно на этом пути – хотя он неимоверно труден – можно сохранить ту детскость, о которой говорил Христос.

Но – и тут третья тема – монастырь (или хранящиеся в нём святыни) – может быть залогом спасения, защитой от зла и бед для всей округи, однако жители той округи, пока не приблизилась година бед, мечтают из монастыря ценности вынести и пропить, да и землю отнять, чтобы на ней скот свой пасти. Это уж не говоря о тех, кто сознательно оказался в рабстве у зла и посылается на монастырь как на врага.

Должен ли монастырь защищаться, строить крепкие стены, должны ли быть воины, готовые защитить – не тех, чьими молитвами спасается мир (они и так защищены самой неодолимой защитой), – но тех, для кого монастырь – якорь и ориентир в мире, без которого они (и потомки их) будут расхищены и истреблены? Русскому народу не раз приходилось убеждаться в том, что это риторический вопрос.

Именно чтобы не оказаться детьми, проданными в рабство, и нужно было России всегда сильное государство. И мудрость народа была в том, что создание и укрепление такого государства он всегда видел как цель несравненно высшую, нежели собственно хозяйственная деятельность или личные блага.

Обсудить в группе Telegram

Карен Степанян

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Кровь для Победы

    08.05.2025
  • Забытый герой

    08.05.2025
  • Утопленное оружие

    07.05.2025
  • Злой не имеет будущего

    07.05.2025
  • На сломанном дереве

    07.05.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS