Узнав, в каком состоянии находятся подземные переходы столицы, Сергей Собянин распорядился исправить ситуацию в самое короткое время и пообещал, что лично проинспектирует результаты работы. В итоге ремонт 402 пешеходных тоннелей был завершён до 15 августа.
Работы включали в себя и ремонт потолочных перекрытий и гидроизоляции, и замену облицовки стен, и оборудование дополнительным освещением, и приведение в надлежащее состояние водоприёмных решёток, расположенных на входах в пешеходные тоннели. Обустройство подземных переходов велось в ежедневном и круглосуточном режиме.
Глава Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства столицы Андрей Цыбин рассказал, каких серьёзных усилий это потребовало: «Ежедневно к работе привлекалось 284 бригады численностью 997 человек, 179 единиц техники». Зато результат, несомненно, достигнут, и, когда Сергей Собянин лично проверил результаты проведённых работ в подземном переходе на Садовом кольце между ЦДХ и парком Горького, он остался доволен увиденным.
«В этом году мы провели большую работу по приведению в порядок подземных пешеходных переходов. За последние годы они достаточно серьёзно обветшали и пришли в такое неприглядное состояние. Пришлось принимать экстренные меры, и буквально в течение месяца мы поменяли около 10 тысяч светильников, убрали надписи, выложили плитку. В дальнейшем нужно просто поддерживать переходы в надлежащем состоянии», – вот как описывает градоначальник уже проделанную работу в беседе с журналистами. По словам мэра, следующим этапом станет наведение порядка в торговле в переходах. Также власти намерены увеличивать количество пешеходных переходов в городе. В частности, планируется построить три перехода около станции метро «Сокол». Это будет сделано в рамках строительства транспортной развязки на Ленинградском и Волоколамском шоссе. Также предполагается построить подземный пешеходный переход у главного входа в парк «Сокольники», который будет соединять его с одноимённой станцией метро. Переход оборудуют специальными пандусами, светильники сделают из антивандальных и морозостойких материалов. Сейчас тендер на этот проект выставлен на сайте госзакупок, и уже в начале осени станет известно, кто будет строить новый переход.
Не секрет, что любому человеку необходимо видеть красоту вокруг, чтобы хорошо себя чувствовать. И, кстати, отремонтированные переходы стали не только чистыми, но и разноцветными. Например, на Садовом кольце, Ленинградском проспекте, Волоколамском шоссе они теперь персикового цвета, на Варшавском и Каширском шоссе – оранжевые, от Можайского шоссе до Нового Арбата – апельсиновые, на Рязанском и Волгоградском проспектах – бирюзовые и так далее. По идее, должен был возникнуть эффект такой подземной цветотерапии – ведь поднимают же настроение тёплые приятные оттенки.
Хочется верить, что чистые подземные переходы как можно дольше будут оставаться такими, как сейчас. Для этого в ближайшее время планируется оснастить их видеокамерами, средствами оповещения о чрезвычайных ситуациях, датчиками дыма, пожарной сигнализацией и ввести дежурство охранников. Однако понятно, что, как бы ни были хороши охранительные меры, многое зависит и от отношения к городу его жителей. Мы все помним, что сказал классик по поводу истинного местоположения разрухи, и знаем, что главная проблема визуального облика подземных переходов – это последствия вандализма. Можно покрасить много стен, но нельзя перед каждой поставить работника с палкой, который будет следить, чтобы их не разрисовали. Можно поменять светильники, но нельзя так сразу поменять образ мысли тех, кто их зачем-то разбивает.
И всё-таки хочется надеяться на то, что островки чистоты, которые и так редкость в городской среде, продержатся как можно дольше – достаточно долго, чтобы у тех, кто ремонтирует, налаживает, красит и другими способами борется с грязью и энтропией, было время сделать ещё что-нибудь полезное. Потому что только тогда будет возможен переход общего качества нашей жизни на новый уровень.