В «Московском Доме книги» на Новом Арбате состоялась встреча «Литература перемен: перевороты и их герои». Вечер с участием Льва Данилкина и Игоря Савельева проходил в рамках проекта «РЕШ» «Роман поколений».
Писатели обсудили сегодняшнее состояние литературной среды, поговорили об актуальности современной прозы и языке художественных произведений.
Лауреат «Большой книги» и «Книги года» Лев Данилкин рассказал о своей первой профессии литературного критика, к которой впоследствии вернулся, а также поделился размышлениями о молодёжной прозе России в 2000-х годах. Он отметил, что новое поколение писателей следит за событиями в стране и в мире, в отличие от их предшественников, которые в большей степени обращались к истории.
«Мы вышли за пределы эпохи романа. Сейчас наступает время нон-фикшен», – сказал Данилкин.
Финалист премии «Лицей»-2018 за остросоциальную повесть «Ложь Гамлета» Игорь Савельев представил новую книгу «Как тебе такое, Iron Mask?». Её главный герой – сын российского вице-премьера, студент Кембриджа. Писателю пришлось уделить немало времени и приложить определённые усилия, чтобы передать язык человека, который долго прожил в англоязычной стране.
Также затронули тему роли литературы в общественной жизни и политике. Ведущая встречи бренд-менеджер «Редакции Елены Шубиной» Татьяна Стоянова вспомнила об отношениях Михаила Булгакова и власти в 30-е годы прошлого столетия. Она обратилась к участникам диалога с вопросом о том, как связаны литература и политика сегодня. По мнению Льва Данилкина, «литература – это способность говорить об удивительных вещах, которые невозможно открыть научным путём». Игорь Савельев отозвался о литературе как о некоем вакууме, который существует вне времени.
На вопрос: «Может ли объединение писателей повлиять на мировые события?» – ответы были даны разные, но они свелись к общему выводу: сейчас какие-либо союзы бессмысленны. В частности, Лев Данилкин считает, что известность каждого литератора сегодня зависит не от ценности текста, а от издательства.
Участников диалога спросили, можно ли их произведения назвать литературой перемен, главными творцами которых являются герои. Игорь Савельев признался, что он, может быть, хотел бы написать о человеке с уникальными лидерскими качествами. Однако персонаж книги «Как тебе такое, Iron Mask?» вынужден подстраиваться под обстоятельства. И констатировал, что на данном этапе своего творчества он не может представить в своих книгах такого человека, который бы смог повести за собой толпу.
Лев Данилкин, говоря о своём произведении «Ленин: Пантократор солнечных пылинок», сделал акцент на личности и психологических способностях центрального персонажа, «который придумал технологию распознавания персонального будущего для общества и для отдельных людей».
Татьяна Дремина