В интернете стремительно набирает популярность российский сериал «Агентство Антитролль», только во ВК зарегистрировано уже более 3 млн просмотров. Зрители активно делятся своими впечатлениями в соцсетях. Полнометражная версия сериала, к слову, впервые была продемонстрирована в конце ноября в Москве в рамках международного кинорынка «Программа независимого кино #Поиск» – детективный ромком, созданный кинокомпанией «Мастер-Фильм» при поддержке ИРИ (Институт развития интернета), тогда представили продюсер Александр Герасимов, режиссёр и сценарист Елизавета Трусевич.
Институт развития интернета – новая структура, призванная изменить лицо русского интернета, предложив молодому зрителю альтернативный как тематически, так и эстетически, контент. Многие сериалы, которые делались при поддержке ИРИ, заслуживают внимания. Например, «IT-Тамара», «Квартет». Всё это кино, которое находится в поиске своего стиля. Из линейки не вторичных, не подражающих американским картинам сериалов более всего вызывает интерес «Агентство Антитролль». Зрители в Сети уже окрестили его первой русской дорамой.
Это сериал про молодых интеллектуалов, к которым обращаются люди, подвергшиеся травле в Сети. Кто эти бесплотные преступники, прикрывающиеся аватарками? Ответ на вопрос ищет команда молодых детективов. Лилия Полевая – лингвист, она может по стилю речи нарисовать портрет компьютерного тролля. Её напарник Сева – программист, способный при определённых обстоятельствах вычислить IP-адрес. Провайдер Гавриил – провайдер, и этим всё сказано. Несмотря на то что в сериале есть несколько внятных детективных историй с неожиданным поворотом, особенно привлекательной выглядит линия развития отношений персонажей. Чтобы понять основную тему сериала, необходимо досмотреть его до конца. Финал шокирует и проливает свет на позицию авторов – это история о торжестве аналоговых людей в аналоговом мире.
Главная героиня пытается выстроить отношения с ровесником, юношей на первый взгляд вполне адекватным. Здесь и вскрываются коммуникативные проблемы современных зумеров, пребывающих в плену новомодного дискурса (френдзона, смайлики-поцелуйчики и сердечки, подменяющие реальные отношения и т.д.). Показателен момент, когда Сева поздравляет с днём рождения Лилю, в сетевом профиле которой стоит (как и у многих пользователей интернета) сомнительная дата рождения – просто потому, что соцсеть подсказала. Второй герой, проявляющий интерес к девушке, – представитель поколения сорокалетних. Автор и режиссёр фильма Елизавета Трусевич, презентуя сериал на международном кинорынке, дала таким людям своеобразное определение – «старые октябрята». Страсть к виртуальной реальности у сорокалетнего юноши Гавриила скорее приобретённое качество, он вроде бы способен на какие-то шаги – даже приглашает девушку на свидание. Однако увлечение компьютерным NFT и нарциссизм не позволяют выстроить общение. В сериале есть довольно забавное сравнение NFT-токенов с чувствами: герой уверен, что токен на чувства героини у него. Здесь поднимается серьёзная тема – подмена реального виртуальным, причём на разных уровнях: личном, культурном и даже финансовом.
Третий герой, Глеб, – мужчина из поколения комсомольцев. Кстати, возможно, самый сомнительный из всех персонажей – женатый алкоголик и патологический врун. Который тем не менее готов на реальные шаги только в силу своего старого традиционного воспитания. Его-то вопреки всему и выбирает героиня. Не потому, что этот выбор идеален с точки зрения отношений, а потому, что Глеб – единственный представитель ускользающего реального мира. Замечателен монолог зумера, в котором обозначен этот острый конфликт поколений: «Октябрята создают правила игры в цифровом мире, комсомольцы – в материальном. У октябрят токены и соцсети, у комсомольцев – Караваджо и заводы. А у нас… только наши посты».
В каждой серии подтекстом проявляются сложные и парадоксальные темы. Например, лейтмотивом четвёртой серии становится мысль о том, что «выбор – это ещё большее отсутствие выбора», поднимаются острые вопросы навязанных стандартов красоты и увлечения пластикой. Занятна шестая серия, где авторы пытаются понять, почему среднестатистический читатель так падок на версии о том, что кто-то чего-то не написал. Главный герой – писатель (тот, что из комсомольцев) приходит в агентство с просьбой выяснить, кто распускает слухи о его плагиате. Интересен диалог между писателем и троллем: «Это всего-навсего часть мифологии. Людям нравится верить в то, что это написал не Шолохов, не Пушкин, не Шекспир или не Глеб Хмурый, а какой-то безымянный гений… Это всем даёт надежду. – Надежду на что? – На безымянную вечность».
Нельзя не отметить хоть и осовремененную, но всё же вполне литературную речь героев кинокартины, что является сейчас редкостью не только для сериалов, но и для полнометражных фильмов. Песни с вызывающими названиями «Навозный жук» и «Провайдер Гавриил» звучат в исполнении Анны Бутурлиной, известной по исполнению хита «Отпусти и забудь» из анимационного фильма «Холодное сердце». Особый разговор о костюмах фильма – в интернете уже появляются запросы «купить мятное платье с красными муравьями». Именно такое носит странная героиня фильма, балансирующая на грани между цифровым и аналоговым мирами…