Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 декабря 2025 г.
  4. № 50 (7014) (17.12.2025)
Общество

Первый стартап – уже в 12 лет!

Жизненный путь выбирать надо ещё в школе

23 декабря 2025

Беседу вела Людмила Мазурова

По данным SuperJob (ИТ-сервиса по подбору персонала), доля компаний, готовых нанимать подростков, за последние два года выросла в три раза: с 4% в 2023 году до 12% в 2025‑м. Количество компаний, которые открыли бизнесмены-подростки, превысило 13 тысяч. Конечно, не все стартапы успешны. Кто-то не смог просчитать все риски, правильно распорядиться первым доходом, пережить периоды низких продаж или нестабильного спроса. О том, как взрастить в ребёнке предпринимательскую жилку, научить его управлять личным и семейным бюджетом и помочь определиться с будущей профессией, мы говорим с основателем и руководителем «Бизнес-школы «Профи Дети» Олесей Московцевой (на фото).

– Олеся Борисовна, понятие «дети и бизнес» совместимы? Разве «парта» не важнее? Как зародилась идея создания вашей школы?

– Преподавая в университете анг­лийский язык, я поняла, что мы делаем всё что угодно: проводим совещания, пишем отчёты, кроме главного – образования детей. Именно тогда и решила, что нужно создавать свою систему. В 2002 году, находясь в декрете с восьмимесячным малышом, я открыла в Ставрополе «Бизнес-школу «Профи Дети». Первоначально в ней было только два направления – иностранные языки и очень актуальная на тот момент информатика.

Рос ребёнок, росло и число направлений. Сначала организовали отделение для дошколят, дети хотели петь – открыли вокал, танцевать – уроки танцев, а когда нужно было научить их быстро читать, ввели авторский курс скорочтения. Не нравился их почерк – создали направление каллиграфии, понадобились по некоторым предметам репетиторы – открыли направление подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. И конечно, параллельно, а вернее, в первую очередь формировалось у всех учеников финансовое, предпринимательское мышление с навыками ораторского искусства.

Сегодня у нас около 30 направлений, два стационарных офиса в Ставрополе и Кореновске и филиалы ещё в 13 городах, где развиваем три главных направления. Первое – это бизнес-образование, развитие предпринимательского интеллекта, лидерских качеств и компетенций, умение работать в команде. Прокачиваем ораторское мастерство, учим генерировать идеи и упаковывать их в первые стартапы. Параллельно дети проходят бизнес-планирование, финансовый бюджет, маркетинговую стратегию и на основе этого формируют свой первый стартап. Далее они его защищают перед экспертами – успешными предпринимателями, представителями органов исполнительной власти, перед теми, кто может подсказать, помочь и поддержать эти проекты.

Второе направление, с которым мы последние пять лет идём по стране, это «Медиашкола Олеси Московцевой «Профи Дети». Большинство занятий, цель которых – научить детей позиционировать себя и взаимодействовать с другими людьми, проходит в практическом ключе. Юные корреспонденты участвуют в крупных федеральных и региональных форумах, где свободно могут брать интервью у губернаторов, вице-губернаторов, министров, предпринимателей, и это даёт очень хорошие результаты.

И третье направление, весьма важное, которое развиваем два года, называется «Где родился, там и пригодился». Это работа с детьми сотрудников предприятий, на которых ребята и обучаются. Они окунаются в практику, в профессии, необходимые предприятию, изучают возможности карьерного роста, устройства на работу и получения целевого направления на обучение. Для бизнеса это кадры, которые взращиваются с детства и после обучения возвращаются обратно на производство, а для сотрудников – возможность сохранить трудовые династии. Бизнес обучает детей сотрудников и оплачивает их обучение. Нас поддерживают вузы, общественные организации, такие как «Опора России», «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей. Сотрудничаем и со Всероссийским детским центром «Смена», представители которого всегда присутствуют на наших защитах проектов и выбирают ребят для участия уже в их программах, на их территории. Поэтому у детей, прошедших нашу программу, очень большое будущее.

– Безусловно, профориентация очень важна. Ведь не секрет, что часто дети поступают в вузы на специальности, о которых не имеют представления, и потом не могут, да и не хотят работать в выбранном при поступлении направлении.

– По статистике 70% выпускников вузов не работают по своей специальности, потому что чаще всего либо родители, реализуя свою неосуществлённую мечту, решают, куда ребёнку поступать, либо дети очень смутно представляют себе будущую профессию и идут куда-нибудь, лишь бы получить высшее образование. Поэтому очень важно определить профильное направление именно в детстве, но это можно сделать только в том случае, когда ты не в теории, а на практике попробуешь себя в разных профессиях. Наши ученики могут не только посетить цеха нашего партнёра, группы компаний «Рена», владеющего известным брендом «Коровка из Кореновки», но и пообщаться с руководителями, топ-менеджерами, узнать, как выстраивается политика крупного предприятия.

Чтобы стать предпринимателем, освоить все необходимые навыки, нужно не менее восьми лет, поэтому мы начинаем формировать предпринимательское мышление со второго класса. Конечно, не каждый из наших учеников станет предпринимателем, но приобретённые навыки им точно пригодятся. Наши выпускники очень сильно отличаются от своих сверстников: они мыслят по-другому, действуют по-другому, а самое главное – у них формируется понимание того, для чего они ходят в школу. В самом начале курса ребята составляют так называемый коктейль целеполагания, и, что удивляет, у всех одна мечта – сдать ЕГЭ. Но школьные годы и оценки – это всего лишь этапы на их жизненном пути, гораздо важнее правильный выбор профессии, с которой они пройдут следующие 45–60  лет. Через 10 первых недель обучения у ребят формируется навык мотивации, и, как отмечают родители, они меняются до неузнаваемости.

Начиная с 12 лет, наши ученики входят во взрослую команду, становятся полноценными партнёрами, сотрудниками, открывают самозанятость, платят налоги, участвуют во всех наших процессах. То есть используют приобретённые навыки, зарабатывают деньги и потом поступают в топовые вузы на бюджет.

– Олеся Борисовна, а как, по-вашему, современные дети понимают значение слова «успех»? Осознают ли ваши подопечные, что бизнес – это не только высокие доходы, но и огромная ответственность?

– У нас есть несколько очень успешных кейсов наших победителей. Дети, кстати, побеждая, получают от нас или наших партнёров гранты в размере 50 тысяч рублей на реализацию своих идей. Мальчик из третьего класса, например, сделал игру под названием «Исторические перемещения по Краснодару». Игра поддержана администрацией и продвигается очень успешно. Дети вкладывают деньги, осознают свою ответственность и, конечно, видят и риски. У нас был проект выращивания микрозелени. Четвероклассница тоже, кстати, выиграла и реализовала этот проект, но поняла, что она не готова сейчас к бизнесу, что у выращивания микрозелени очень много рисков. Но рост не всегда в успехе, он и в ошибках, ведь если есть ошибка – значит, есть и работа над ошибкой и, следовательно, новая возможность, новый шаг и новый рост.

Судя по моим наблюдениям и опросам, только 5% детей участвуют в формировании семейного бюджета. Очень частый вопрос, давать ли детям карманные деньги, платить ли им за учёбу, уборку. Считаю, что это самые неудачные оплаты, потому что это семейные обязанности, которые дети должны исполнять с самого раннего возраста – убирай игрушки, помогай в уборке и т.д.

Моим сыновьям сейчас 20 и 24 года. Они, естественно, с трёхлетнего возраста проходили все программы в моей бизнес-медиа-школе, по всем профильным направлениям, участвовали в планировании семейного бюджета и зарабатывали деньги с 12 лет. Первые сотовые телефоны они купили сами на заработанные деньги. Я никогда не проверяла у них домашние задания, не делала акцент на учёбу, не спрашивала, что они получили. Нам была важна школа как социум, важно было знать, как и с кем они общаются, что им там интересно, с кем они смогли договориться, подружиться, поссориться, как прошёл день, как выстраивались взаимоотношения с учителями, детьми. Конечно же, они пользовались услугами репетиторов нашей бизнес-школы, но сами принимали решения, какие изучать предметы, как выстраивать расписание. И доверие оправдали – оба окончили школу с золотыми медалями. Старший сын поступил на бюджет в Тимирязевскую академию, которую окончил с красным дипломом, а в магистратуру пошёл в МГИМО, тоже на бюджет. Младший сын оканчивает четвёртый курс бюджетного отделения финансово-экономического факультета МГИМО и планирует дальнейшую учёбу в магистратуре.

Накануне Нового года хочу поздравить всех с наступающим праздником. Любите своих детей безусловной любовью – не за что-то, а просто так. И не бойтесь передавать им ответственность. А мы в январе 2026‑го запускаем новые потоки, с февраля в том числе и в Москве, и ждём смельчаков, готовых превратить свою идею в бизнес-проект.


Юные бизнесмены и их наставники
Обсудить в группе Telegram

Людмила Мазурова

Начинала корреспондентом в тырныаузской (Кабард... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Пенсии подняли, тревога осталась

    20.12.2025
  • Ниточка в прошлое

    19.12.2025
  • Прощайте, наличные!

    18.12.2025
  • За «Звездой»: декабристы как трагедия выбора

    17.12.2025
  • Жить молитвами и доброделанием

    13.12.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • Посвящение в свет

    4563 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Неблагодарные

    1143 голосов
  • Так ли уж не прав «дилетант»?

    999 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Театральная площадь ЛГ рейтинг Эпоха и лица Поэзия Чечни Поэзия Дагестана Проза Чечни Книга месяца от Анны Матвеевой
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS