В последней декаде сентября состоялся III Санкт-Петербургский международный кинофорум, объединивший одновременно четыре события: Петербургский международный кинофестиваль, фестиваль отечественного кино «Виват, кино России!», международный фестиваль студенческих работ «Начало» и кинофестиваль «Послание к Человеку». А в ноябре за ними «вдогонку» форум представит и фестиваль кино стран Заполярья «Северное сияние».
На 20 площадках Петербурга прошли многочисленные программы форума, отметившего свой маленький юбилей – трёхлетие. В основном это хорошо знакомые петербуржцам фестивали, каждый из которых насчитывает собственную историю, перевалившую за десяток-другой лет активной работы.
XXII фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к Человеку» показал 120 посланий в рамках четырёх конкурсных программ. В международном конкурсе, председателем жюри которого стал австрийский документалист Михаэль Главоггер, приняли участие 64 фильма из 36 стран. Национальный конкурс документального кино «Окно в Россию» включил 24 фильма, в числе которых чуть меньше половины – дебюты. Председатель жюри национального конкурса – документалист Мария Разбежкина. Председателем жюри конкурса экспериментальных фильмов IN SILICO – 33 работы из 18 стран мира – был классик киноавангарда Джон Смит.
Начался фестиваль с вручения Алексею Герману «Золотого кентавра», высшей награды фестиваля «За вклад в развитие кинематографа». На открытии смотра был показан фильм о фильме: на съёмочную площадку новой картины «История арканарской резни» к Герману был допущен швейцарско-российский дуэт Павла Костомарова и Антуана Каттина, в результате чего и случилась лента Playback. Как сыронизировал на церемонии сам Герман, он просил Каттина не снимать скандалов, которые неизбежно бывают на съёмках, однако именно они составили основу фильма. «Но если это получилось смешно, то я буду только рад, потому что нет ничего более унылого, чем режиссёр, который слишком всерьёз к себе относится», – заметил Герман.
Из всех фестивалей форума «Послание к Человеку» – старший. Впервые он прошёл в 1989 году, а ежегодно проводится с 1993 года. Его нынешний президент Алексей Учитель напомнил о том, что «Послание к Человеку» является единственным в Петербурге и вторым в России фестивалем (после ММКФ), аккредитованным в категории «А» и признанным международной ассоциацией кинопрессы (FIPRESCI). С этого года в программе появился театральный раздел. Столичный ТЕАТР. DOC показал спектакли «Час 18» и «Двое в твоём доме» Е. Греминой и М. Уварова. Фестиваль в Льеже (Бельгия) представил спектакль «20 ноября» – совместную работу современного драматурга Ларса Нурена и актрисы Анн Тисмер: в основе пьесы – дневник немецкого подростка, расстрелявшего
одноклассников. Другое нововведение – в петербургском следственном изоляторе № 1 «Кресты» прошли устроенный фестивалем киносеанс документального фильма «Рождённые в СССР: 28 лет» и встреча с его автором Сергеем Мирошниченко.
Победила картина, по мнению Михаэля Главоггера, короткая, не агрессивная и дарящая надежду – фильм из Словакии Мартина Снопека и Иваны Лаучиковой «Последний автобус». Лучшей игровой короткометражкой названа лента аргентинца Эдуардо Уильямса «Видели пуму». Лучший полнометражный документальный фильм – «Лето Джакомо» итальянца Алессандро Комодана – о глухом от рождения юноше, испытывающем первую любовь. Среди лучших короткометражных документальных фильмов жюри выбрало картину «Ещё одна ночь на земле» – о событиях «арабской весны» в Каире, поданных через разговоры в такси.
В российском конкурсе Гран-при не вручили: «Мы не нашли фильмов, которые бы соответствовали требованиям «Послания». Но главное – не нашлось молодого революционного режиссёра, который смог бы отразить наше хаотичное, но интересное время», – заявила М. Разбежкина. Лучшим документальным фильмом в полном метре жюри назвало картину С. Мирошниченко «Рождённые в СССР. 28 лет». Режиссёр признался, что это первый приз в его жизни. Среди короткометражных документальных лент лучшим назван фильм Валерия Шевченко «В квадратном круге». В конкурсе In Silico победила итальянская лента «Начальник» Франко Барратино и Юри Анкарани. Заметим, что в общей картине фестиваля было много фильмов, в которых стиралась граница между игровым, документальным и анимационным кино. Эта тенденция уже не первый год бытует на киносмотрах, а потому вызывает всё большую уверенность в том, что именно так и будет выглядеть будущее кинематографа.
XX кинофестиваль «Виват, кино России!» – торжественный смотр, подводящий итоги киногода и демонстрирующий широкому зрителю хорошее отечественное кино, не всегда имеющее возможность выходить на большой экран. За прошедшие два десятилетия концепция фестиваля – бесплатный премьерный показ фильмов российских режиссёров в Петербурге – не изменила принципам. Но по решению пленума Союза кинематографистов РФ в июне 2011 года были внесены изменения в регламент: призы теперь определяются не только зрительским голосованием, но и профессиональным жюри. В юбилейный для фестиваля год председателем жюри стал выдающийся кинокритик, продюсер, лауреат множества наград Армен Николаевич Медведев. В составе жюри: продюсер, педагог Наталья Сёмина, кинооператор Сергей Астахов, режиссёр Александр Велединский, актриса Ольга Будина. Состоялись показы 78 фильмов: 17 – в конкурсе, 8 – в программе «Панорама», 14 –в программе «Мультмарафон», 39 фильмов в рамках ретроспектив. Генеральный директор фестиваля Людмила Томская сказала:
«В начале 1990-х на экраны хлынул поток зарубежных фильмов, и российские киноленты никто не хотел брать в прокат. Так родилась сама идея фестиваля, актуальная до сих пор, – потому что из сотни выходящих в год фильмов наших соотечественников зрители видят максимум пять-шесть. Идея создания фестиваля принадлежит Армену Медведеву, и для нас большая честь, что сегодня он возглавил жюри. В этом есть что-то по-доброму символическое».
Гран-при присуждён фильму «Рассказы» Михаила Сегала; приз «За лучшую режиссуру» – Александру Касаткину и Наталье Назаровой за фильм «Дочь»; «За лучший сценарий» – фильм «Кококо» Авдотьи Смирновой и Анны Пармас; «За лучшую музыку» – композитору Эдуарду Артемьеву за фильм «Искупление»; «За лучшую операторскую работу» – Сергею Мачильскому за фильм «Все ушли»; «За лучшую женскую роль» – Марии Смольниковой, фильм «Дочь»; приз «За лучшую мужскую роль» разделили Гоша Куценко и Виктор Шамиров, сыгравшие братьев в замечательной мелодраме «Со мною вот что происходит»; «Приз зрительских симпатий» – «Кококо»; почётный приз «За творческий вклад в российский кинематограф» вручили режиссёру Станиславу Говорухину.
XI открытый фестиваль фильмов студентов киношкол «Начало» был представлен игровыми, документальными и анимационными фильмами продолжительностью не более 30 минут, а также конкурсом игровых фильмов хронометражом не более 5 минут. Из присланных в этом году 900 заявок отобрано 111 работ.
Гран-при награждён фильм «Мы умираем» режиссёра Жозефин Линкс (Высшая школа кино и телевидения «Конрад Вольф», Потсдам-Бабельсберг, Германия); «Лучший игровой фильм» – HELLO KITTY Милло Симулова (Национальный университет кино и драматического искусства, Бухарест, Румыния); «Лучшая работа режиссёра» – F5 Тимофея Жалнина (Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ), Россия); «Лучший сценарий» – «Полёт на Луну» Лайлы Руис, Гильермо Бенета (Школа кино и аудиовизуального искусства, Мадрид, Испания); «Лучшая работа оператора» – «Белый квадрат» Макса Голомидова (Балтийская киношкола, Таллин, Эстония); «Лучший игровой фильм до пяти минут» – «Женщина» Адель Оберто (Национальная школа кино и телевидения, Лондон, Великобритания); «Лучший документальный фильм» – «Бронский» Константина Селина (СПбГУКиТ, Россия);
«Лучший анимационный фильм» – «Мой странный дедушка» Дины Великовской (ВГИК, Москва, Россия); «Лучшая работа художника анимационного фильма» – «Плоть» Жеффига Ле Бара (Школа им. Эмиля Коля, Лион, Франция).
Этот фестиваль был создан для того, чтобы привлекать внимание зрителей и кинокомпаний к молодым и перспективным режиссёрам, сценаристам, документалистам и аниматорам. И, возможно, в скором времени мы услышим эти имена уже с большим резонансом.
I Санкт-Петербургский международный кинофестиваль довольно успешно стартовал, особенно на фоне «старших братьев». И дело даже не в том, что председателем жюри стал знаменитый сербский режиссёр Эмир Кустурица, – он часто бывает на наших фестивалях. Уж слишком пристальное внимание вызвал «новичок» у профессионалов и зрителей – от необходимости сравнивать, а это наложило ещё большую ответственность на организаторов, с которой они в дебютном режиме справились просто замечательно. Хотя и цель они поставили серьёзную: СПМКФ должен войти в один ряд с флагманами фестивального движения – Каннами, Берлином и Венецией. Поэтому с самого начала СПМКФ включает в себя весомую конкурсную программу – 14 фильмов, ранее не показывавшихся в России, плюс тематические показы, ретроспективы, специальные сеансы и гала-премьеры – всего 11 внеконкурсных программ. За изящную статуэтку – копию ангела со шпиля Петропавловки, выполненного в стекле и металле, конкурсанты из Аргентины, Канады, Бельгии, Израиля, Франции, Боснии, Колумбии, Турции, Ирана и Марокко боролись в пяти номинациях: четыре – от профессионалов и одна – от зрителей.
Приз зрительских симпатий получила картина финского режиссёра Мики Каурисмяки (младшего брата знаменитого Аки) «Дорога на север»: 4.81 балла из 5 возможных. Это история отца и сына, которые встретились после 30-летней разлуки и пытаются найти общий язык.
«Лучшим фильмом» названа латвийская лента «Крутая Колка» Юриса Пошкуса. Также специального упоминания жюри удостоилась исполнительница главной роли Ивета Поле. Это чёрно-белая картина о скучной жизни трёх друзей в Колке, маленьком местечке на побережье Балтийского моря, когда незаметно уходят любовь и смысл жизни.
«Лучший режиссёр» – Алексей Балабанов за фильм «Я тоже хочу» с формулировкой: «За искренность и романтизм рассказа о поисках счастья. Роуд-муви между Петербургом и Угличем: простые люди, простой язык, незатейливые мечты о счастье…
Призом «Лучшая мужская роль» награждён Мераб Нинидзе за немецкую ленту «Вторжение». В номинации «Лучшая женская роль» отмечена Эмили Декен («После любви», Бельгия). Обе картины – о дуализме любви, одиночестве и нежелательном общении. Микроскоп, направленный на семейную жизнь, жестоко выявляет её психологические «плюсы-минусы».
Заметим, что авторы картин всматриваются в отношения своих персонажей с лабораторным пристрастием, скрупулёзно, но – не отстранённо. И от остроты посыла острота его восприятия зрителем ещё более усугубляется. Мы говорим об авторском кинематографе, который большинство отечественных режиссёров пытается создавать через дистанцию, наблюдая со стороны, не погружаясь внутрь. Это принципиальная разница. И потому фильмы, сделанные с разным личностным подходом, воспринимаются зрителем по-разному…
Если говорить об итогах всего кинофорума, то вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи справедливо заявил на пресс-конференции, что пока рано их подводить. Форум объединил в этом году три городских фестиваля и прошёл на партнёрских основаниях одновременно с «Посланием». Вопрос о том, сказалось ли это с худшей стороны на посещаемости всех киносмотров, пока остаётся открытым, так как будут проведены «социологические исследования». Но уже сейчас хотелось бы порекомендовать всем фестивалям, входящим в кинофорум, мирное сосуществование без ревности, раздоров и обид. А форуму просто необходимо обзавестись современной многозальной площадкой для показов, чтобы в одном месте демонстрировались фильмы всех четырёх фестивалей, в него вошедших. А в целом – по художественному и организационному уровню – Международный кинофорум имеет все шансы сделать Петербург ещё одной европейской киностолицей.
,
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА