Наталья Самошкина. Ловец заблудших душ: роман. – СПб.: Четыре, 2023. – 280 с.
Роман Натальи Самошкиной – это целая феерия событий. В нём находится место и мистике, и тугому сюжету, и изысканному стилю. Последнее особенно важно. Автор не жалеет фантазии и своего мастерства для создания прихотливых лексических и синтаксических цепочек. Это даёт ощущение зыбкой реальности, существующей не вполне объективно, а в глазах смотрящего. Что-то от латиноамериканского магического реализма, бесспорно, присутствует, но перенесённое на петербургскую почву. Петербургский текст – явление особое, у него немало версий и интерпретаций. Самошкина показывает нам атмосферу через детали, мелькающие то тут, то там. То появится знаменитый книжный «Зингер», то мелькнёт карельский бальзам, что так любят жители Северной Венеции. Любовные сцены также выписаны с неким петербургским шиком, где обнажённые статуи входят в сознание каждого горожанина с молоком матери.
Ведьмовское, запретное обильно присутствует на страницах романа. Часто мы видим, как иные авторы эксплуатируют эту тему, просто чтобы пустить «фантастическую» пыль в глаза. Самошкина вплетает мистику, потустороннее очень органично в общий текст, отталкиваясь от эмоциональной стороны, намекая на хрупкость миров, существующих рядом, но никак не пересекающихся. Языковые средства для описания ведьмовства она также выбирает тщательно, соблюдая меру и вкус. «Её поцелуй, словно укус королевской кобры, поражал до мозга костей, перекрывал дыхание и уничтожал в нём очередную часть человека, чтобы дать большее – тайну, ради которой ведьмы приходят к избранным».
Автор демонстрирует великолепное образование и понимание того, как его инкорпорировать на страницы жанровой прозы. Перемещение по разным эпохам и культурам читается так же увлекательно, как и перипетии сюжета. Знание не только предмета, но и атмосферы – просто выдающееся. В романе много персонажей. Никто из них не случаен. Каждый описан так, что представляешь его живо. И дело здесь не в экзотичности, а в авторской интуиции и в авторском чутье.
Очень важно в таком тексте не увлечься излишне фактурой. Это грозит потерей главной мысли. Самошкина этой ошибки не делает. В книге много любви, много мыслей о том, как устроен мир наяву и как это сочетается с тем, что творится у тебя в голове. Читайте этот роман, названный автором хлёстко «Ловец заблудших душ», и наслаждайтесь его прелестями так, как наслаждались бы заморским напитком, вкус которого ещё неизвестен, но точно богат на оттенки и сюрпризы. Всё в этом романе – и сюжет, и язык, и стиль – приносит наслаждение.