Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 18 апреля 2024 г.
  4. № 15 (6930) (17.04.2024)
Литература Библиосфера Рецензия

Петербургская магия

18 апреля 2024

Наталья Самошкина. Ловец заблудших душ: роман. – СПб.: Четыре, 2023. – 280 с.

Роман Натальи Самошкиной – это целая феерия событий. В нём находится место и мистике, и тугому сюжету, и изысканному стилю. Последнее особенно важно. Автор не жалеет фантазии и своего мастерства для создания прихотливых лексических и синтаксических цепочек. Это даёт ощущение зыбкой реальности, существующей не вполне объективно, а в глазах смотрящего. Что-то от латиноамериканского магического реализма, бесспорно, присутствует, но перенесённое на петербургскую почву. Петербургский текст – явление особое, у него немало версий и интерпретаций. Самошкина показывает нам атмосферу через детали, мелькающие то тут, то там. То появится знаменитый книжный «Зингер», то мелькнёт карельский бальзам, что так любят жители Северной Венеции. Любовные сцены также выписаны с неким петербургским шиком, где обнажённые статуи входят в сознание каждого горожанина с молоком матери.

Ведьмовское, запретное обильно присутствует на страницах романа. Часто мы видим, как иные авторы эксплуатируют эту тему, просто чтобы пустить «фантастическую» пыль в глаза. Самошкина вплетает мистику, потустороннее очень органично в общий текст, отталкиваясь от эмоциональной стороны, намекая на хрупкость миров, существующих рядом, но никак не пересекающихся. Языковые средства для описания ведьмовства она также выбирает тщательно, соблюдая меру и вкус. «Её поцелуй, словно укус королевской кобры, поражал до мозга костей, перекрывал дыхание и уничтожал в нём очередную часть человека, чтобы дать большее – тайну, ради которой ведьмы приходят к избранным».

Автор демонстрирует великолепное образование и понимание того, как его инкорпорировать на страницы жанровой прозы. Перемещение по разным эпохам и культурам читается так же увлекательно, как и перипетии сюжета. Знание не только предмета, но и атмосферы – просто выдающееся. В романе много персонажей. Никто из них не случаен. Каждый описан так, что представляешь его живо. И дело здесь не в экзотичности, а в авторской интуиции и в авторском чутье.

Очень важно в таком тексте не увлечься излишне фактурой. Это грозит потерей главной мысли. Самошкина этой ошибки не делает. В книге много любви, много мыслей о том, как устроен мир наяву и как это сочетается с тем, что творится у тебя в голове. Читайте этот роман, названный автором хлёстко «Ловец заблудших душ», и наслаждайтесь его прелестями так, как наслаждались бы заморским напитком, вкус которого ещё неизвестен, но точно богат на оттенки и сюрпризы. Всё в этом романе – и сюжет, и язык, и стиль – приносит наслаждение.

Тэги: Книги
Обсудить в группе Telegram

Максим Замшев

Максим Адольфович Замшев. Поэт, прозаик, публиц... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS