
Сергей Князев
Игорь Кузьмичёв. Судьба обретает рисунок: Эпистолярная хроника. Литературные портреты. – СПб.: Росток, 2024. – 416 с.
В ленинградской/петербургской литературной жизни никогда не было своего «Оскара», но если бы нечто подобное существовало, то несомненный кандидат на награду в номинации «За честь, достоинство и вклад в литературу» – Игорь Сергеевич Кузьмичёв, превосходный редактор, 37 лет (1956–1993) прослуживший в ленинградском отделении издательства «Советский писатель», выпускавший книги Андрея Битова, Александра Володина, Даниила Гранина, Александра Житинского, Веры Пановой, Валерия Попова, Виктора Конецкого, Вадима Шефнера и других видных ленинградских авторов. Впрочем, не только ленинградских. Он был инициатором и редактором первого вышедшего на родине (в 1990 году) сборника публицистики академика А.Д. Сахарова…
Многим обязана отечественная словесность И.С. Кузьмичёву и как публикатору творческого наследия отечественных литераторов, как биографу и исследователю творчества Владимира Арсеньева, Юрия Казакова, Вадима Шефнера, Алексея Ухтомского, как литературному критику...
Полтора года назад Игорю Сергеевичу исполнилось 90 лет, а в следующем году исполнится 70 лет его литературной деятельности. К счастью для нас, свои юбилеи он встречает в прекрасной творческой форме: вышел его сборник «Судьба обретает рисунок», во многом программный. Первая часть книги – эпистолярное повествование на основе многолетней переписки выдающегося отечественного физиолога, богослова, мыслителя, монаха в миру Алексея Алексеевича Ухтомского и его ближайшего друга Варвары Александровны Платоновой. Произведение это выходило отдельным изданием четверть века назад и осталось не особенно замеченным тогдашней критикой, меж тем эта виртуозно смонтированная невероятная и правдивая история двух целомудренных любящих сердец, этот жанровый эксперимент, синтез романа в письмах, психологической прозы и строго документального биографического повествования не только дарит удовольствие от чтения так называемому обычному читателю, но и может послужить учебным пособием и арсеналом приёмов и искушённому профессиональному литератору – драматургу, киносценаристу, например…
Вторая часть сборника – цикл очерков-портретов ленинградских литераторов (Олег Базунов, Виктор Конецкий, Андрей Битов, Виктор Голявкин, Сергей Тхоржевский, Александр Володин, Леонид Рахманов, Вадим Шефнер, Александр Кушнер, Александр Панченко). Это тоже жанровый эксперимент: обстоятельный разбор отдельных произведений органично сочетается с мемуарными отрывками, концептуальные обобщения, посвящённые художественному миру и творческому пути отдельного писателя, с каждым из которых И.С. Кузьмичёв был очень хорошо знаком, а то и крепко дружил, – с программными декларациями и кредо самого И.С. Кузьмичёва: «В прозе Конецкого, о чём бы он ни писал, звучит – в широком разбросе оттенков – отличающая его интонация: печальная и задиристая вместе, дерзкая, нарочито шутливая либо приглушённо задумчивая, намеренно неряшливая, словно под хмельком, и трагическая. Эта интонация приобрела вдвойне минорное звучание, когда герои Конецкого, и его рассказчик, и он сам, моряк и странник, после долголетней жизни в море бесповоротно сошли на берег.
Тексты эти, изначально созданные по большей части как предисловия и послесловия к книгам этих авторов, собранные под одной обложкой, получили новое измерение и дополнительные смыслы, и получившееся единое связное произведение – от А.А. Ухтомского, скончавшегося в блокадном Ленинграде в 1942 году, до А.М. Панченко, ребёнка войны, рождённого в 1937-м, – представляет собою ещё один «петербургский текст», который, надеемся, будут читать и перечитывать, как будут читать и перечитывать каждого из героев этой книги.