Вирус, взявший в плен планету, жесток, но и… демократичен. Не щадит никого. Болеют министры и звёзды шоу-бизнеса, миллионеры и нищие... Вирус как бы всех уравнивает. Но всё-таки не всех и не во всём.
Пандемия многое заставляет осмысливать по-новому, задавать вопросы там, где, как ещё недавно казалось, на всё есть готовые ответы. Поставила она под вопрос и способность денег решать все проблемы так, как хотелось бы их обладателю. Поставила, но пока не дала окончательного ответа. На данный момент по-прежнему господствует сложившаяся система отношений: у одних все возможности жить припеваючи даже при пандемии и лечиться в идеальных условиях, у других – а таких миллиарды! – подчас нет денег на простые лекарства.
Но парадокс глобальной напасти в том, что болезни нищих становятся смертельной угрозой для всех. И истеблишмент – не исключение. Мы либо вместе и для всех решаем проблему, либо все оказываемся под нарастающей угрозой. А чтобы вместе решать проблему, людям, которые имеют в сотни и тысячи раз больше других, надо существенно поделиться. Это императив. И не только нравственный. Это императив преодоления пандемии и её последствий. Средства на достижение всем нужной победы должны дать миллионеры и миллиардеры – весь этот класс, ограничив не инвестиции, нет, а личное потребление. И по большому счёту никто не пострадает. Даже они сами: на время пандемии можно, например, отложить обновление убранства дворца. А там, может, и в привычку войдёт?..
Ещё зимой серьёзный разговор о приоритете интересов общества над интересами капитала казался невозможным (всё давно устоялось!), хотя надвигавшийся экономический кризис подталкивал к тому, чтобы задуматься. Но тогда жареный петух ещё не клюнул их в одно место.
Сейчас клюнул. И продолжает клевать. При этом масса высказываний конкретных персон и их действия пока не говорят о том, что собственники капитала и их политические ставленники забыли о прибылях и прониклись идеями передачи доходов на цели борьбы с инфекцией (лишь небольшие символические шаги были сделаны).
Нет, о самом дорогом – прибыли и собственности – они не забыли.
Многие готовы скорее согласиться, чтобы заразилась и умерла половина человечества, чем на то, чтобы запретили офшоры и заставили бульшую часть личных расходов направлять на общественные нужды. Но среди людей, в массах, как сказали бы раньше, зреет понимание, что их надо заставить (как минимум) поделиться. Это начинает понимать и наше государство. Оно, как и большинство других, привыкло прислуживать олигархам (плохой мир лучше доброй ссоры), но сейчас чувствует «спинным мозгом», что пора вспомнить о своей ответственности за жизнь граждан – бездействия мы с вами можем им не простить. Да и некоторые из клана собственников баснословных состояний начинают осознавать: лучше поделиться частью доходов и даже собственности, чем жить в мире эпидемий и карантинов. Это и не жить вовсе, а выживать с непонятным исходом.
Последуют ли за начавшимся изменением общественного сознания реальные действия – опять же, как ни удивительно, зависит и от нас, нашего напора и солидарности. Первые робкие шаги ряд государств (даже РФ) уже начали делать, но пока они предпочитают проедать резервы, в которых скопились средства, созданные трудом граждан. Следует иметь в виду и то, что глобальные проблемы – и вируса, и социальной справедливости – не могут быть решены национальными государствами в одиночку. Но кто-то сильный должен начать.