Елена Бондаренко. Стеариновые облака. – М.: Дрим Менеджмент, 2022. – 128 с.: ил. – 128 с. – 1000 экз. – (Ars Poetica).
Голос молодого поэта Елены Бондаренко звучен и внятен. Уверенно и твёрдо, ясно и чётко пишет она обо всём, что её волнует, стремясь осмыслить жизнь и формулируя собственные истины: «Родные души так желанны, / Когда без масок, без брони / Открыты нам. Врачуя раны, / В себе любовь несут они».
Размышляя о поэтическом сборнике «Стеариновые облака», невозможно не отметить раздел «Стихи для детей». Включённые в него произведения отличаются чистотой интонаций, яркостью образов и очаровательной непосредственностью, свойственной только очень юным и очень искренним людям. Например, в стихотворении «Неудачный круиз» встречаем такие строки:
Купила мама мне галоши,
В них на пирата стал похож я.
Ребёнку достаточно одного элемента, единственной детали – и фантазия дорисовывает цельный, объёмный образ. Удаются Елене Бондаренко и описания природы, которую она показывает, используя изобразительно-выразительные средства: «В спину ветер бьёт, / Шляпы рвёт с людей», «Придёт весна, / И сладкой чашею / Пион раскроется в саду», «Снежинки спешат раствориться в ладони».
Хочется также подчеркнуть связь слова и звука в поэтике автора. Так, в некоторых стихах – явное песенное, фольклорное или романсовое начало («Проезжая по станицам», «Невыразимая тревога»); в других произведениях упоминаются музыкальные термины («Джаз»); в иных – так или иначе обозначен звук: «Ползёт в ночи состав, / Гремит вагонами».
Неплохо даётся поэту и звукопись – знакомясь с произведениями, составившими книгу, можно встретить ассонансы, аллитерацию. Елена Бондаренко часто создаёт собственный ритм, порой неровный, как сбившееся дыхание.
Кажется, автор переживает внутреннее противостояние. С одной стороны, поэт стремится к красоте и гармонии, к движению и развитию, призывает: «Дерзайте жить, сумейте быть и думать!..», с другой – старается удержаться в полном противоречий мире, переживает не всегда светлые чувства («Тревожит боль. Четыре на часах…»). Эта борьба словно становится на паузу, когда голос автора вдруг приобретает камерную интонацию, а фокус внимания смещается с личных драм на состояние близкого человека:
Вторгаюсь в дом, осколков полн.
Их некому прибрать.
Иду по ним…
Иду сквозь дым.
Хочу тебя обнять.
Внимание к тому, что окружает, способность откликаться на происходящее в мире внешнем – важное качество писателя. И у Елены Бондаренко оно, безусловно, есть.