Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 июля 2023 г.
Литература

Пионерский привет из убитого будущего

06 июля 2023

Шамиль Идиатуллин. Возвращение «Пионера»: роман.

– М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2022.

– 349 с. – 2500 экз. – (Другая реальность).

Склонность ностальгировать по последним десятилетиям советской эпохи прочно укоренилась в современной российской литературе. Нередко эта устремлённость в прошлое расцветает алым цветом пионерских галстуков – к комсомольским значкам и тем более партийным билетам писатели проявляют куда меньший интерес. Пионеры же стройными рядами маршируют по страницам книг и порой занимаются совсем несвойственными для себя делами – например, противостоят вампирам, как в романе Алексея Иванова «Пищеблок».

Шамиль Идиатуллин в своей книге «Возвращение «Пионера» отправляет троих подростков в космос. Командир экипажа Линар, пилот Олег и бортинженер Инна, отобранные среди множества сверстников, должны спасти Землю от смертельной угрозы, которую несёт приближение кометы Галлея. Их космический корабль – сверхсекретная советская разработка – должен войти в резонанс с одной из пронизывающих Вселенную струн. Пережить такой полёт под силу только тем, у кого ещё не произошёл гормональный взрыв, поэтому взрослых космонавтов использовать нельзя. Юному экипажу предстоит пройти ускоренный курс подготовки и отправиться в рискованный полёт, где не обойдётся без чрезвычайных ситуаций.

Сюжет начинается в духе голливудских блокбастеров, но затем резко меняет направление – вместо триумфального возвращения юных космонавтов ожидает путешествие во времени. Из родного 1985‑го они прибывают в чуждый 2021-й, совсем непохожий на их представления о светлом коммунистическом будущем. Их глазам предстают не всеобщее процветание и бороздящие Вселенную звездолёты, а нечто напоминающее скорее мир лунатиков из «Незнайки на Луне» Николая Носова. Полицейский беспредел, конфликты между некогда братскими народами, возведение торговых складов на месте заброшенных космодромов и другие реалии современной России разворачиваются перед юными космонавтами. Не успевают ребята немного освоиться и задуматься, что делать дальше, как незнакомая реальность становится для них откровенно угрожающей. Единственный способ спастись – это вернуться в своё время, но сделать это очень непросто, ведь корабль нужно успеть подготовить к полёту, а по следам пионеров мчится полиция.

Фантастическое столкновение настоящего с советским прошлым в современной массовой культуре часто оборачивается сетованиями «какую страну потеряли» и попытками перекроить ход истории. При таком подходе СССР мнится своеобразным потерянным раем и откровенно идеализируется. Гораздо реже превалирует мысль, что у каждой эпохи есть свои преимущества и недостатки.

Идиатуллин умеет критически подходить и к прошлому, и к настоящему – в романе «Бывшая Ленина» он прошёлся по актуальной повестке, а в «Городе Брежневе» очень жёстко и в то же время ностальгично воспроизвёл реалии 1980‑х. В «Возвращении «Пионера» было бы сложно избежать сравнения двух эпох, и Идиатуллину при их сопоставлении удаётся выявить нечто большее, чем просто внешние расхождения. Разные персонажи неоднократно высказывают одну и ту же мысль: «…живём, чтобы помнить, исключительно. А будущего нет», – заключает несостоявшийся космонавт Антон, встретив своего бывшего соратника из прошлого. Да и Олег, наиболее непримиримо настроенный к современности член экипажа, жёстко сетует, что современные люди знают лишь, «как будущее убивать».

Ключевой характеристикой советской эпохи у Идиатуллина вырисовывается не геополитическое влияние, социальное равенство или колбаса по 2 рубля 20 копеек, а образ грядущего. Возможно, он казался не самым реалистичным, а то и откровенно недостижимым, но настоящее всё равно озарялось сиянием прожекторов гипотетически светлого будущего. Тусклая реальность подсвечивалась мечтой о наших следах на пыльных тропинках далёких планет. Хотя 2021 год ослепляет сиянием от экранов гаджетов и витрин супермаркетов, Линар, Инна и Олег очень болезненно ощущают поистине метафизическую нехватку света.

Роман изначально создавался как аудиосериал для книжного сервиса «Букмейт». Многие критики, основываясь на этом, упрекали Идиатуллина, что он слишком прогнулся под формат – отсюда и упрощённое изображение персонажей, и рваная клиповость, и нечёткий открытый финал с намёком на потенциальное продолжение...

Однако Идиатуллин вовсе не становится заложником формы, а, наоборот, использует её в своих интересах. «Возвращение «Пионера» – очень яркий, ёмкий и динамичный роман. Он со стремительностью кометы проносится перед читателем, но за компактным ядром сюжета тянется многокилометровый хвост тревоги за будущее. За будущее троицы пионеров, которые после визита в 2021 год вынуждены жить со знанием, что все их идеалы обернутся крахом, и надеяться хоть что-то изменить. И за наше будущее, которое может и вовсе не наступить, если мы не научимся о нём мечтать.

Тэги: Книги Два мнения
Обсудить в группе Telegram

Александр Москвин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • ЛГ- рейтинг

    02.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • Горожанин на земле дедов

    26.04.2025
  • Хомо сапиенс, кура тэ ипсум*!

    25.04.2025
  • Солженицын.

    95 голосов
  • Шаманские пляски

    86 голосов
  • Квадрат гипотенузы

    67 голосов
  • Палата № 26. Больничная история.

    62 голосов
  • Алексей Баталов. Жизнь. Игра. Трагедия.

    47 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS